Педагогика жизнетворчества
Реформирование образования, школы - это не столько реформа метода, сколько реформа всей жизни ребенка, расширение возможностей компетентного выбора личностью своего жизненного пути. На пороге XXI века возрастает потребность в разработке философии воспитания, аксиологических (ценностных), акмеологических аспектов содержания учебно-воспитательного процесса, который призван помочь каждому воспитаннику овладеть искусством жизни, методологией изменения приоритетов, научить его решать смысложизненные проблемы. Инновационный тип образования предполагает развитие способности человека к поиску новых знаний, творчества, овладение рефлексией как механизмом постоянных размышлений над своими действиями и поступками. Выход из кризисных ситуаций можно осуществить прежде всего через формирование новой образовательной парадигмы, в центре которой - духовность и творческая сущность человеческой деятельности. А как главная задача образования понимается не только познание законов природы и общества, но и овладение гуманистической методологии творческого преобразования мира и гармонизации отношений «человек - природа - общество». Важной доминантой инновационного образования является сохранение и развитие творческого потенциала человека.
Школа XXI века не может обойтись без органичного включения творчестве к ее философской сути. Развитие и широкое распространение методологии рефлексии, прогнозирования и проектирования дают основания надеяться на достижение нового качества учебно-воспитательного процесса. Основой обучения и воспитания человека как творческой, гуманистической личности является многогранность, альтернативность системы ценностей - нравственных, эстетических, мировоззренческих, общественно-политических и других идей, идеалов, служащих для растущей личности базой для выбора и конструирования собственного, субъективно значимого жизненного идеала. Поскольку, по определению Н. Бердяева, «личность есть категория аксиологическая, оценочная», ценности кажутся пунктами опоры для определения смысла и содержания жизни.
Важного аксиологического значения для личности приобретают вопросы ее жизнетворчества, жизненного выбора, жизненной стратегии. Ведь человеческая жизнь с точки зрения его субъективных активно-творческих принципов выступает как проблема творческой жизни личности. Квинтэссенцией жизнетворчества является создание «Я», построение собственной жизни, исходя из потенциала личности, ее духовного мира, мировоззрения, цели и смысла жизни. Культура жизнетворчества предполагает сознательное и целенаправленное отношение к главным, узловых вопросов, характерных для каждого из этапов жизненного пути личности. Современная школа должна выполнять социальный заказ личности - быть конкурентоспособной в обществе с рыночной экономикой, уметь планировать стратегию] собственной жизни, ориентироваться в системе самых противоречивых и неоднозначных ценностей, определять свое жизненное кредо и свой стиль. Жизнетворчество происходит тогда, когда творческая продуктивность личности осуществляется не только в материале искусства, науки, но и в материале собственной жизни, своего жизненного процесса.
Превентивне виховання Организационно-методические основы профилактики девиантного поведения школьников