Особенности процесса дистанционного обучения для дошкольников
Однако, родители не всегда хотят и не всегда могут заниматься обучением своих детей, поэтому они с радостью переложат (ну хотя бы иногда) эту свою миссию на «плечи» телевизора, компьютера и прочих устройств, с помощью которых осуществляется дистанционное обучение. Не будем говорить о том, каким должно быть оптимальное устройство для дистанционного обучения (может быть это должен быть человекообразный робот, способный вести диалог…), поговорим лишь о том, в каком виде должна передаваться информация, чтобы она максимально эффективно усваивалась дошкольником.
Во-первых, лишь необходимый минимум информации должен передаваться в символьной и цифровой форме, поскольку чтение представляет из себя существенную проблему. Лишь при обучении чтению полностью оправдано использование символьного представления информации.
Во-вторых, в отсутствие символьной составляющей информация должна передаваться в виде зрительных и слуховых образов. (В идеале не помешали бы и тактильные образы и ощущения, но в настоящее время, это что-то из области фантастики.) Причем для привлечения внимания дошкольника образы должны обладать максимальной яркостью.
В-третьих, отсутствие желания обучаться означает, что 1) обучение должно идти в игровой или развлекательной форме (например, в форме обучающего мультфильма); 2) существенная информация должна повторяться несколько раз, чтобы ребенок смог ее запомнить на бессознательном уровне, но при этом повторение информации не должно быть назойливым.
В-четвертых, недостаток усидчивости нужно компенсировать опять же за счет игровой или развлекательной формы подачи материала, но также это означает, что информация должна передаваться небольшими порциями, т.е. в течение коротких занятий (не более получаса для старших дошкольников). А если учесть, что в ходе занятия нужно несколько раз повторить материал и желательно вспомнить то, о чем говорилось ранее, то получается, что за одно занятие можно сообщить лишь очень малый объем информации. Поэтому оптимальным вариантом будет не только общение ребенка со средством дистанционного обучения, но и повторение изученного вместе с родителями или в играх с другими детьми.
В-пятых, очень желателен диалог между ребенком и средством ДО, которым в этом случае может быть компьютер, поэтому должна существовать возможность нелинейной подачи информации в зависимости от готовности ребенка к ее восприятию и выбранного им сценария общения.
Одним из удачных примеров способа преподавания учебной информации ребенку является обучающий мультфильм: короткий, яркий, захватывающий, включающий звук и видеоизображение и т.д. Но при этом качественно сделать такой мультфильм очень дорого и сложно, т.к. требует не только затрат на рисование и озвучку, но творческого подхода к процессу. И нередко вместо обучающего мультфильма получается скучный видеоролик…
Статья представлена сайтом дистанционное обучение на symedu.