Главный Каталог Статей РФ
87238 авторов, размещено 47366 статей, сейчас на сайте пользователей: 50 Статистика
Аватар disttutor

Методика подготовки к ЕГЭ

Категория:  Образование  | Автор:  disttutor | Опубликовано: 12.05.2010

В 2009 году Единый государственный экзамен (ЕГЭ) стал основной формой итоговой государственной аттестации всех выпускников школ Российской Федерации.

По результатам ЕГЭ осуществляется приём абитуриентов во все российские ВУЗы.

Поэтому репетиторы, занимающиеся со старшеклассниками и абитуриентами, в настоящее время основное внимание должны уделять целенаправленной подготовке именно к ЕГЭ.

Известно, что заниматься с репетитором школьник начинает в основном за год до проведения экзамена, в лучшем случае за два. Бывают даже случаи, что, к сожалению, не редкость, когда родители ребёнка «хватаются за голову» за месяц до экзамена.

В такой непростой ситуации, когда «поджимает» время, а знания подопечного фактически нулевые, репетитор должен уметь грамотно организовать учебно-познавательную деятельность ребёнка. Кроме того, нужно уметь выбрать из содержания учебного предмета важные, ключевые моменты, на которых заостряется внимание составителей билетов ЕГЭ.

В данной статье мы не будем вдаваться в тонкости методики. Приведём лишь только взгляд на проблему и обобщим личный опыт.

Итак, с чего начать и как спланировать подготовку школьника к ЕГЭ по химии и биологии?

В зависимости от уровня подготовки, проверка которого осуществляется на первом занятии, для каждого учащегося составляется индивидуальный учебный план. Обучение осуществляется по индивидуальным образовательным траекториям.

Известно, что ЕГЭ по химии и биологии, состоит из трёх частей, разного уровня сложности. Каждый вопрос посвящен определённой теме. Содержание учебных дисциплин при этом сгруппировано в несколько блоков.

По биологии.

1. Биология – наука о живой природе.

2. Клетка как биологическая система.

3. Организм как биологическая система.

4. Многообразие организмов.

5. Человек и его здоровье.

6. Надорганизменные системы. Эволюция органического мира.

7. Экосистемы и присущие им закономерности.

По химии.

1. Химический элемент.

2. Вещество.

3. Химическая реакция.

4. Познание и применения веществ и химических реакций.

Исходя из строгой структуры содержания, становится возможной подготовка по пяти основным подходам:

- подготовка по блокам содержания (для учащихся с высоким уровнем подготовки (от 60% на пробном тестировании) и планирующим занятия за 1-2 года до экзамена);

- подготовка по вопросам ЕГЭ всех трёх частей (для учащихся со средним уровнем подготовки (30-60%) и планирующим занятия менее чем за год до экзамена).

- подготовка к частям А и В (для учащихся с низким уровнем подготовки и большими пробелами в знаниях);

- подготовка к части С (для тех, кто отлично справился с подготовкой к частям A и В);

- комбинированная подготовка к ЕГЭ (как правило, её реально осуществить только с учащимися, планирующими занятия за 2 года до экзамена). Сюда включена подготовка по блокам содержания и подготовка по вопросам всех трёх частей.

Отметим, что подготовка по блокам содержания носит вариативный характер. То есть, для конкретных целей и для конкретных школьников можно блоки «переставлять местами». Например, из нашего опыта следует, что подготовку к экзамену по биологии лучше начинать с блока «Биология – наука о живой природе», а затем приступать к изучению (повторению) блока «Надорганизменные системы. Эволюция органического мира», т.е. идти по пути дедукции (от общего к частному), что весьма плодотворно в работе с сильными школьниками. Со школьниками с низким уровнем подготовки целесообразнее начинать повторение с раздела «Ботаника», т.е. идти по пути индукции (от частного к общему).

Подготовку к экзамену по химии со школьниками с низким и средним уровнями подготовки целесообразнее начинать с тем «Основные понятия химии. Номенклатура неорганических и органических веществ».

С сильными школьниками, при этом, лучше идти дедуктивным путём, т.е. начинать повторение с тем «Строение атома. Химическая связь».

Особое внимание обращается на следующие темы:

- основные классы неорганических веществ;

- окислительно-восстановительные реакции, электролиз;

- реакции в растворах электролитов, гидролиз;

- химическая кинетика и химическое равновесие.

Отметим, что в настоящий момент у подавляющего большинства школьников слабые знания по разделу «Органическая химия», что вполне может быть связано с переходом на концентрическую систему построения школьных программ, т.е. часть материала этого раздела изучается в 9 классе, а углубляются знания в 10 классе. У учащихся в голове возникает, не побоимся этого слова, «каша». Поэтому начинать подготовку к этому разделу лучше всего с «белого листа» и обратить на него особое внимание.

Особое внимание в химии следует уделить также решению расчётных задач и упражнений по типу «цепочки превращений». «Цепочки превращений» хороши, на наш взгляд, тем, что с их помощью в короткие сроки можно изучить довольно большое число химических реакций. И не только изучить, но и закрепить полученные знания.

Что еще может использовать репетитор для интенсификации курса подготовки к ЕГЭ?

В настоящее время интенсивно развивается дистанционная форма обучения школьников. И будет, по крайней мере, неразумно не воспользоваться её достижениями в практике репетиторской деятельности.

В 2009-2010 учебные годы нами опробована модель интеграции очной и дистанционной форм обучения. Что это значит?

Всё предельно просто. Часть содержания учебного материала (относительно простые темы, тесты, домашнее задание и т.д.) переносится на дистанционную форму. На очных занятиях при этом внимание уделяется только сложным теоретическим вопросам. Колоссальная часть ценного учебного времени высвобождается.

Ученик уже не может относиться к домашним заданиям халатно, или попросту их не выполнять. Он прекрасно знает, что любое его действие, любой шаг, любое задание будут преподавателем проверены и оценены. Кроме того, в специально разработанной для этого системе «Moodle» есть возможность автоматического оценивания тестовых заданий. При этом преподавателю не нужно тратить драгоценное время на проверку заданий закрытого типа, система сама всё оценит и «выдаст» результат. Родители, так же как и репетитор могут контролировать работу ребёнка.

Бывают случаи, когда ученик заболел, ну что делать, с кем не случается. В этой ситуации так же занятия можно проводить в дистанционной форме, не теряя времени.

В окончании статьи подчеркнём, что у современного репетитора есть масса возможностей для совершенствования своей деятельности, нужно только лишь этими возможностями вовремя и грамотно воспользоваться.


Автор - Кузьмин Владимир Александрович Источник - Дистанционный репетитор

Комментарии
К этой статье пока нет комментариев. Станьте первым! У нас гости не могут комментировать статьи. Пожалуйста авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы прокомментировать.
Интересные статьи по теме
Аватар ps1063856
Почему стоит поступить в аспирантуру: плюсы послевузовского образования Несмотря на то, что бакалавриат уже считается полноценным высшим образованием, у магистратуры и аспирантуры есть множество плюсов. Из статьи узнаете, почему стоит продолжить учебу после выпуска из уни...
Категория: Образование | Автор: ps1063856 | Добавлено: 25.03.2024
Аватар KateZh
Как научиться быстро считать проценты Когда в магазине продавец говорит вам, что на понравившуюся вам вещь действует скидка 20%, что вы делаете? Вы пытаетесь подсчитать сумму скидки самостоятельно или ждете пока вам ее огласят? А как в ба...
Категория: Образование | Автор: KateZh | Добавлено: 25.03.2014
Аватар Fopsolncesvet
Полезные материалы для педагогов и воспитателей: работа может быть в удовольствие Обучение детей – это трудная работа. Надо иметь огромное желание для того, чтобы делиться своими знаниями с учениками. И дело не только в том, что каждый ребенок имеет свои особенности (характер, инте...
Категория: Образование | Автор: Fopsolncesvet | Добавлено: 06.06.2024
Аватар Nikiforoff
Чем привлекают родителей частные школы Чем привлекают родителей частные школы?...
Категория: Образование | Автор: Nikiforoff | Добавлено: 30.08.2021
Аватар frol7575
Краткая история создания телевизора С незапамятных времён человек мечтал видеть на огромные расстояния. Слагались об этом легенды и сказки, все, наверное, помнят сказки о волшебных зеркалах, о тарелочках с яблочками и тому подобное. Но ...
Категория: Образование | Автор: frol7575 | Добавлено: 19.05.2009
Свежие комментарии
Ну, вот это я понимаю, настоящая инструкция для тех, кто хочет не просто «привет, как дела», а чтобы дамы сами в личку ломились! Как говорится, техник...

Читать >>

Куклы-обереги действительно имеют глубокий символизм и интересную историю, которая часто теряется в современных интерпретациях. Например, многие не зн...

Читать >>

Полностью поддерживаю подход, описанный в статье! Рисование — не просто творческое занятие, а ключевой инструмент для развития ребёнка. Как детский пс...

Читать >>

Интересная подборка ошибок, но не могу не высказать скепсис по поводу части рекомендаций. Например, о зарядке только до 80% — это логично с техническо...

Читать >>

Работал соцработником пару лет, и вот что не написали: это не только помощь людям, но и куча бумажек, отчётов и согласований. Бывает, половина времени...

Читать >>

Лучшие авторы
Аватар Святослав Мирный
Солнце, воздух и вода мои лучшие друзья!

Читать

Аватар Vitolura
Занимаюсь сетевым маркетингом с 2001 года. Интерне...

Читать

Напишите нам