Методика дистанционного обучения в школе
В настоящий момент мы все живем в информационном мире. Точнее в нем мы жили всегда, только не придавали столь высокое значение методам получения и обработки информации, методам проверки ее на достоверность и полноту. Однако через нас в быстро меняющемся мире ежедневно проходит огромное число информационных потоков, которые мы должны ранжировать по степени актуальности и адекватности. Помочь людям не потеряться в этом мире, взять себе на вооружение как можно больше полезной информации, игнорируя ненужную, сократить затраты на поиск и обработку нужной – вот основная задача информационного общества. Примерно к такой же задаче стремится любое учебное заведение: а именно – дать студентам фундаментальные теоретические знания, обучить пользоваться новыми технологиями поиска и обработки информации, показать на практике решение тех или иных характерных для предмета задач. Поэтому целью написания данной статьи является поделиться опытом о возможности применения в процессе преподавания Финансового анализа и других экономических дисциплин различных информационных технологий в огромном мире открытого электронного обучения, активно применяемого в США и в Европе. Актуализовать и стандартизировать учебные программы вузов разных стран, дающие слушателям безграничные права обучаться в рамках единой профессиональной образовательной среды в разных образовательных учреждениях. Следовательно, здесь важно переосмыслить электронное обучение, его важность и целесообразность использования.
Под информационными технологиями в образовании будем понимать систему способов и приемов организации учебного процесса, обеспечивающего взаимосвязь между слушателями и преподавателем посредством компьютерных программ и телекоммуникационных систем. Поэтому важно управлять этим процессом, целенаправленно улучшать его, ведь от него зависит уровень получаемых слушателями знаний, способность их в будущем конкурировать на рынке труда, а значит тем самым, повышать рейтинг самого учебного заведения. С каждым годом информационные технологии все в большей степени внедряются в различные сферы общества, тем более в экономические, управленческие, правовые.
Сущностью открытого обучения является возможность с любой точки земли осознанно поступить в любой интересующий потенциального слушателя вуз. Это является весьма либеральным решением и позволяет вузам конкурировать между собой за качество электронного обучения. Хотелось бы отметить, что данная программа не является далеким будущим современного высшего образования. Ведь стандартизировать образовательные программы по специальностям, публиковать учебные программы дисциплин различных вузов, консолидироваться с целью выявления и устранения проблем и разработки более эффективных способов on-line обучения – позволит повысить качество обучения самих студентов, даст возможность постоянно направлять их на стажировки в другие страны, выработать единый стандарт качества обучения и котируемость получаемых дипломов в мировом сообществе.
Открытое обучение E-Learning представляет собой стремительно развивающийся сегмент рынка. По прогнозам Евразийской ассоциации дистанционного образования, в ближайшие годы в России ожидается устойчивый рост спроса на услуги удаленного обучения. Причинами подобных выводов являются следующие факторы. Во-первых, оно дешевле очного и при этом обеспечивает возможность получить диплом отечественного или зарубежного вуза практически в любой точке страны. Во-вторых, помимо существенного снижения затрат, очевидный выигрыш новых учебных технологий состоит в их несравнимо большей гибкости – как с точки зрения выбора места и времени обучения, так и по содержанию (объем и актуальность) учебного материала.
В завершении хотелось бы остановиться на следующих проблемах по внедрению информационных технологий в учебные программы:
- необходимо учитывать возраст студентов (контролировать сложность заданий и степень использования информационных технологий);
- учитывать возраст преподавателей, давая возможность более активным преподавателям вести большее число электронных групп;
- постоянно повышать заработную плату преподавателям, более активно отвечающим на вопросы слушателей, выполняющим в полном объеме свой индивидуальный календарный план;
- давать слушателям задания с использованием компьютерных программ, при этом обязательно объяснив студентам на примерах практику их применения;
- все информационные технологии связаны с использованием ПК и сети, которым присущи «сбои» и «зависания»; нужно быть готовым к вопросам студентов по возникшим у них проблемам, в случае «зависания» ПК выдать повторный допуск к тестам.
Данная статья написана достаточно оптимистично, приоткрывая главные «козыри» открытого образования. Следует помнить, что на вуз такое обучение накладывает более жесткий мониторинг образовательного процесса, а на слушателя – безграничный доступ в Интернет. Взвешивая все «за» и «против» открытого обучения, не сложно прийти к выводу об его актуальности, связанному с внедрением в учебный процесс более новых прогрессивных образовательных технологий, заменой чисто аудиторной нагрузки на смежное аудиторно-электронное обучение. Работая в системе «Электронный университет», автор пришел к выводу, что открытое образование не только имеет тенденции к увеличению широкой аудитории, но и повышает качество такого образования, реально снижает затраченное время по сравнению с чисто аудиторной нагрузкой, что ставит открытое электронное образование на уровень выше обычного стандартного, повышая качество и возможности его приобретения широкой массе потенциальных студентов.
Осоргин Аркадий Николаевич