Методическая разработка элективного курса
Категория: Образование
| Автор: Мостайкина Луиза
| Опубликовано: 07.03.2009
Цель элективного курса заключается в том, чтобы помочь учащимся подготовиться и успешно сдать единый государственный экзамен.
Задача состоит в том, чтобы повысить уровень языковой компетентности, снять трудности, возникающие при выполнении заданий отдельных разделов. Знакомство с форматом ЕГЭ является необходимым условием успешной сдачи экзамена. Его введение оказало влияние на весь процесс обучения иностранным языкам, так как проверяются продуктивные умения и навыки: письмо, говорение, использование языка (Use Of Language), обучение стало больше ориентироваться на формирование реальной коммуникативной компетенции и приобретать более деятельностный характер.
Настоящее пособие имеет 15 циклов на восьми страницах. Каждый цикл рассчитан на, приблизительно, шесть часов, отсюда учебник предлагает 90 часовое обучение. Но, со своей стороны, хотелось добавить в данный курс работу над формированием умений использовать устную речь для решения коммуникативно-ориентированных задач, поэтому программу курса целесообразно расширить до 7-8 часов .
Все циклы содержат одинаковые разделы в одинаковом порядке, тем самым позволяя систематическую работу над всеми языковыми умениями в организованном порядке. Это означает, что каждый цикл начинается с текста, предназначенного для развития умений чтения, затем следует раздел грамматики и использования языка. Третий раздел сфокусирован на аудировании и говорении, далее совершенствование письма, в заключение работа над подтемами. После каждых трех циклов предусмотрен Review Unit, повторение словарного запаса и грамматики.
Ожидаемый результат после прохождения курса положительный, судя по опыту, приобретенному в ходе работы. Учащиеся легче справляются с заданиями, так как имеют определенный навык работы, углубляются знания языка, совершенствуются умения аудирования, письма и говорения.
Методы и формы организации обучения.
Каждый, кто собирается изучать иностранный язык, имеет определенную цель. Кому-то требуются лишь базовые знания, чтобы "читать и переводить со словарем" деловую переписку в офисе, а кто-то мечтает защитить диссертацию в престижном иностранном университете.
Для достижения различных целей используются различные средства. Длительное обучение, как правило, рассчитано на тех, кто серьезно настроен овладеть иностранным языком в совершенстве и знает, что хороших результатов можно добиться только терпеливым трудом.
Наиболее эффективной методикой обучения иностранным языкам ведущие специалисты в сфере лингвистического образования считают коммуникативную методику (The Communicative Approach) преподавания. Этот метод впервые был применен более 50 лет назад. Отличные результаты доказали эффективность коммуникативного подхода, который сегодня используется в большинстве ведущих языковых школах мира.
Занятия в соответствии с такой методикой обучения английскому языку проводятся в группах из 12-15 студентов. Это количество учащихся считается оптимальным для достижения главной цели обучения - умения свободно излагать свои мысли на иностранном языке. При таком количественном составе класса преподаватель имеет возможность объединять студентов в небольшие подгруппы или пары, давая им коллективные задания. Кроме того, совместное обучение студентов расширяет их словарный запас вследствие постоянного обмена лексикой и восприятия новых идиом из уст не только учителя, но и своих одногруппников.
Коммуникативная методика обучения иностранным языкам имеет еще одно преимущество: с самого первого урока общение в классе осуществляется только посредством изучаемого языка. Таким образом, сочетание этих двух факторов помогает студентам в течение очень небольшого периода времени преодолеть одну из главных трудностей при изучении иностранного языка - языковой барьер.
Для повышения эффективности урока с точки зрения разговорной практики учащиеся объединяются в пары или мини-группы и им предлагается совместно выполнить какое-либо устное задание. В процессе групповой или парной работы учащиеся избавляются от свойственной им на первых порах скованности, проявляют речевую самостоятельность, пытаются корректировать друг друга, получая при этом дополнительную возможность высказаться. Решая конкретно поставленную задачу, учащиеся фокусируют свое внимание на определенной тематике и учатся использовать новые и уже известные им грамматические и лексические структуры в ситуациях, максимально приближенных к реальной жизни.
Кроме работы в парах, организуются коллективные обсуждения и проводятся ролевые игры. Первоочередная задача учителя состоит в том, чтобы научить студентов грамотно использовать выученные языковые конструкции. Поэтому, кроме живого общения, на уроках практикуется выполнение письменных упражнений, контрольных работ, заданий из учебника и подготовленных учителем материалов.
Чтобы сделать занятия разнообразнее, а процесс запоминания новых языковых конструкций более эффективным, учитель использует видео и аудио материалы в дополнение к устным и письменным упражнениям. Просмотр современных фильмов, чтение прессы, прослушивание новостей и песен значительно ускоряют процесс внедрения учащихся в языковую среду. Им также предоставляется возможность использовать все дополнительные ресурсы, включая разнообразную литературу на изучаемом языке, и для самостоятельных занятий дома.
Многогранность методических приёмов обучения сочетает в себе все необходимые для успешного обучения компоненты: развитие разговорных навыков, изучение теоретической части и письменная практика, знакомство с современной языковой культурой и основами страноведения, употребление изученного материала в реальных жизненных ситуациях. Поэтому результаты обучения на элективных курсах заметны уже после нескольких первых занятий.
Формы контроля.
Формы контроля разнообразны по каждому виду речевой деятельности, систематизированы и приближены к формату ЕГЭ, развивают языковую догадку, словообразование, совершенствуют умения в использовании правильной грамматической формы, синонимов и проблемных слов.
Контроль чтения начинается с предваряющих чтение упражнений, нацеливая на предсказывание содержания и предлагая ценную практику говорения. Двух разовое чтение помогает развивать специфические умения в чтении и выполнение тестов (Multiple matching, Multiple choice, Gapped text), а работа после прочтения текстов дает возможность учащимся практику устной речи, высказывание своего отношения, свою реакцию на тему, предложенного текста для чтения.
Раздел «Грамматика и использование языка» фокусируется на практике использования грамматики и структур, которые представляют трудность на всех уровнях изучения языка. Знания и умения контролируются заданиями типа: multiple choice cloze, open cloze, key word transformations, error correction, word formation.
«Аудирование и говорение» нацелено на развитие коммуникативной компетентности и умение понимать речь на слух. Задания разработаны как предваряющие аудирование, так и последующие. Их цель варьируется: общее понимание и полное, т.е. детализированное: Multiple choice, Note taking/ blank filling, Multiple matching, Selecting from two or three possible answers.
Задания на говорение: Interview, Talking about photographs, Pair work tasks, Discussion.
Все жанры письма проверяются в разделе «Письмо»: деловое письмо, личное, статья, реферат, сочинения, рассказы. Имеется ряд специальных упражнений по тренировке структуры, построения письменных работ. Последнее задание всегда расширенное письменное задание с определенным заданием и спецификой.
Последний раздел «Работа с подтемой» направлено на формирование умений использовать устную речь для решения коммуникативно-ориентированных задач.