Лагерь, как система дополнительного образования
Целью данной статья является дать ответ на следующий вопрос: «Как пребывание в лагере может помочь подрастающему ребенку?», на примере образовательной программы Хаглар.
Уже давно не является секретом тот факт, что школьная система образования хоть и является основной, тем не менее, не может удовлетворить в полной мере потребности в обучение как детей, так и их родителей. Именно поэтому на данный момент широко развивается так называемая система дополнительного образования, зачастую на коммерческой основе.
Тезис, что образование должно быть бесплатным уходить в прошлое, бесплатно бывает лишь сыр в мышеловке. Зачастую школа и является той мышеловкой, в которую попадают наши дети. Лишь несколько школ сейчас стараются перестроить свою систему обучения, чтобы восполнить недостающие пробелы в образование детей, большинство же вынуждено следовать старым догматам в обучение, где ребенок должен, а преподаватель – может. В такой системе невозможно вырастить свободного человека. В данной ситуации, на мой взгляд, может помочь именно система пребывания ребенка в ситуации, где отношения «Не хочешь - заставим» не работают. Одним из таких мест может оказаться и детский лагерь.
Речь о том, как правильно выбирать детский лагерь пойдет в другой статье. Я же постараюсь рассмотреть идеальный вариант.
Каким же навыкам может научить детский лагерь?
- Социальные навыки. С самого первого дня пребывания в лагере, ребенок попадает в чужую для него среду, к которой ему придется адаптироваться. Дети разделяются на отряды – команды, которые в течение смены будут жить по тем правилам, которым установят от части они сами, от части вожатые. Отряд является хорошим вызовом для испытания адаптивных и социальных навыков ребенка. В отряде, как правило, дети разделяются на 4 категории: активные, пассивные, лидер аутсайдеры. Активные дети готовы принимать участия во всех лагерных мероприятиях и открыты к работе в команде. Пассивные, будут все это делать, если им помогут адаптироваться вожатые и убедят, что это интересно. Лидеры сплачивают вокруг себя других ребят и являются помощниками вожатых. Аутсайдеры – это те дети, чьи адаптивные навыки находятся на низком уровне. В течение длинных смен дети часто переходят из одной категории в другую, лидеры устают и просто становятся активными, пассивные к середине смены становятся активными, а аутсайдеров вожатые подтягивают к общей команде, повышая их социальные и адаптивные навыки путем разъяснительных бесед как с глазу на глаз, так и в отряде. Таким образом, все дети попробуют как минимум 2 социальные роли.
- Коммуникативные навыки. Школа – замкнутая система, где через несколько лет все ребята достаточно друг друга узнают и коммуникация притупляется. В лагере же почти все друг друга не знают, что является хорошей платформой для тренировки коммуникативных навыков – налаживание знакомств, приобретение новых друзей, расширение мировоззрения и т.д. Ребенок начинает понимать, в каком большем мире он живет, и сколько еще бывает разных людей, с которыми приходится общаться по-разному.
- Самостоятельность. Одним из важных факторов в лагере является то, что рядом нет родителей и, волей неволей, приходится многие вопросы, которые раньше за ребенка решали родители, решать самому. Вожатый, конечно всегда рядом, но у него помимо отдельного ребенка есть еще от 20-30 человек. Вожатый только устанавливает нормы совместного проживания, а все остальные вопросы ребенок учится решать сам, что, безусловно, развивает его как самостоятельную личность.
- Творческое мышление. Если вспомнить школу, то мы всегда знали, что если есть вопрос, то на него всегда есть правильный ответ, а все остальные неправильные. В лагере же дела обстоят по-другому. В течение смены детям предлагается множество задач, которые они должны решить – игры по станциям с разнообразными заданиями, капустники, КВН, интеллектуальные игры и многое другое, где нет единого правильного ответа. И ребята вместе с вожатыми пытаются творчески подойти к каждому заданию и решить его по-своему – именно это и является соревновательным моментом в жизни любого лагеря. Это учит детей мыслить более широко, нежели «Да или нет», «Правильно или неправильно».
- Жизненный опыт. Имея возможность каждый день созерцать множество других людей, которые проживают свою жизнь по-своему, у ребенка есть шанс собрать большую базу данных человеческих отношений, выраженную в опыте. Частыми темами для разговоров становятся вопросы дружбы, ответственности, любви и взаимоотношений между людьми в общем смысле. И, сидя, в своих комнатах ребята постигают этот мир через общение, которого они бывают лишены в буднях города.
- Иностранные языки. Если вы выбрали лингвистический лагерь, то задачей большинства из них является снятие «Языкового барьера» - это явление, когда ребенок знает, а сказать не может. Во многих школах детей хорошо учат языку, но совсем не учат, что с ним потом делать. «Теория без практики слепа, а практика без теории глупа» в нашей программе, мы как раз даем возможность детям в среде, где не ставят оценке, не говорят, что ты неправ, пообщаться на другом языке, почувствовать, как это бывает здорово и что бояться совершенно нечего. Как этого мы достигаем в своей программе речь пойдет в статье «Проектная работа на иностранном языке»
Таким образом, всего за несколько дней Ваш ребенок привозит огромный багаж знаний, эмоций, впечатлений и воспоминаний. Ваша работа лишь сесть и несколько часов уделить ему внимательно его, слушая, это будет являться закрепляющим моментом всего того, что он узнал об этом сложном мире.
Автор: Астанчук Валерий, руководитель программы Haglarисточник: http://www.haglar.ru/