Коммуникативный метод: зло или панацея?
Категория: Образование
| Автор: Клуб Носителей Языка
| Опубликовано: 23.08.2008
Коммуникативный метод появился в 60-70-х годах в Британии, когда английский язык постепенно начал приобретать статус языка международного общения. Тогда-то и выяснилось, что испытанные и надежные для того времени традиционные методики перестали удовлетворять нуждам большинства изучающих английский язык иностранцев.
Основной причиной тому был новый контингент учащихся – прагматики, рассматривающие иностранный язык, в первую очередь, как средство коммуникаций. Они нуждались не в глубинном, системном изучении языка, которое предлагали традиционные академические программы, а возможность немедленно применять полученные знания на практике.
При этом оказалось, что люди, изучавшие язык для общения попросту не владеют современной разговорной речью (про сленг и говорить не стоит), и тем более уж о речевом этикете вообще не имеют ни малейшего понятия. В общем, при реальном общении они ощущали себя совершенно беспомощными. Это и послужило основным толчком для отбраковывания (как казалось) изживших себя элементов обучения, которые не были направлены на развитие речи – коммуникатив.
В принципе, коммуникатив не является цельной системной методикой. Скорее он представляет собой совокупность приемов, призванных научить эффективному общению в языковой среде. Большинство из них использовали на занятиях и ранее. Одним из основных приемов его является имитация ситуаций из реальной жизни, призванных стимулировать учащихся к активному "говорению". При этом очень важно, чтобы темы были животрепещущими, связанными с повседневной жизнью студентов, проблемами, их занимающими.
В отличие от классических методов, основу которых составляет повторение и запоминание, на занятиях, проводимых по коммуникативной методике, ход урока зависит от самих обучаемых – их ответов, реакции и т.п. Поскольку общение происходит осмысленно, на целесообразные темы.
Конечно же, большую часть занятий занимает разговорная речь, хотя чтение и письмо изучаются тоже. Преподаватели, в основном, не говорят, а слушают и направляют ход занятия.
Основной вопрос, возникающий при коммуникативном подходе, нужно ли исправлять ошибки в разговорной речи студентов и как это делать. Одни полагают, что нужно обращать внимание лишь на элементарные ошибки, типа "You is…", другие предпочитают не вмешиваться вообще, третьи же говорят, что учить все-таки следует правильному языку, а не неизвестно чему…
Сами же студенты часто требуют, чтобы преподаватели все же указывали им на ошибки: ведь многим затем поступать в ВУЗы, сдавать международные экзамены, искать работу. Таким образом, хотя коммуникативный подход поистине выдающееся изобретение, основной его недостаток, как ни странно, в человеческом факторе. К сожалению, многие (по некоторым данным даже большинство) преподавателей решили, что грамматика вообще не важна. В результате появилось множество преподавателей, которые получили образование в Британии, но не имеют о грамматике никакого понятия. Поэтому в обучении иностранному языку важно придерживаться золотой середины между коммуникативным и традиционными методами обучения.
Клуб Носителей Языка