Как воспитать умника и умницу?
Способности в различных областях знаний проявляются в разном возрасте. Например, математическая одаренность и способности к знаковым системам в целом, в том числе и к языку, становятся очевидными довольно рано. Но в то же время меня умиляет, что некоторые платные экономические вузы сначала сделали старшие классы в школах, где они готовят выпускников к поступлению в свой вуз, потом сделали среднюю школу, а затем - открыли специальные детские сады для тех, кто потом пойдет получать экономическое образование. В этих детских садах у пятилетних детей якобы развивают экономические способности. Это абсурд, потому что в дошкольном возрасте склонность к экономике как к науке выявить невозможно, и в таком детском саду вы будете платить деньги только за громкие слова - "экономическое образование". В моих классах были ребята, которые достаточно рано проявляли способности к практико-ориентированной экономической области. Но, естественно, это было не раньше чем в восьмом-девятом классе, в подростковом возрасте. Поэтому и развивать разные способности надо в разном возрасте. Например, те же математические можно развивать сравнительно рано, а вот экономические или, скажем, психологические - когда ребенок уже подросток. Может ли дошколенок проявить способности в области психологии? Ответ очевиден: конечно, нет.
Для того чтобы выявить способности ребенка, родителям надо быть чуткими, они должны быть внимательны при общении в семье. Как, например, мы с женой заметили, что у нашего сына есть способности к математике? Да, конечно, в моей семье и я, и бабушка, и дедушка, и мои родители, и брат - математики, поэтому проявление у сына математических способностей не являлось чем-то невероятным, но мы поняли, что у него есть способности к знаковым системам благодаря таким эпизодам. Время от времени по вечерам я предлагал своему трехлетнему сыну: "Давай я тебе почитаю сказку про Золушку или Белоснежку". А сын мне на это отвечал: "Нет, папа, прочти мне, пожалуйста, схему метро от станции "Беляево" до станции "ВДНХ". То есть у него уже тогда проявлялся интерес к знаковым системам, ему нравилось изучать карту метро. Можно было назвать две любые станции, и он по памяти рассказывал, как ехать от одной к другой, со всеми остановками и пересадками - это было главным домашним аттракционом. Таким образом, в первую очередь родители должны попытаться понять, что ребенку нравится, к чему есть очевидная предрасположенность.
Причем внимательно смотреть, что привлекает сына или дочь, что им интересно, надо не обязательно в школе. Школьный процесс достаточно ограничен. Ведь в ходе обучения может выявиться одаренность в области математики, химии, языков, литературы, но есть и другие способности, которые плохо или вообще не выявляются в школе. Например, лидерская - одна из главных способностей, которая нужна или очень востребована сегодня, коммуникативные способности - умение общаться. А в школе нет таких предметов, как "лидерство", "общение". Значит, нужно смотреть не только на оценки, но и слушать ребенка, наблюдать, что его интересует вне школы, как он общается и взаимодействует с другими людьми.
Конечно, в выявлении способностей ребенка могут помочь специалисты, но никто не знает его лучше родителей, никто не может лучше родителей определить, что на самом деле его привлекает. Кстати сказать, одаренность и сфера интересов тоже могут расходиться. Например, одна моя ученица была блестяще одарена в области математики, но при этом математика ее абсолютно не интересовала.
Легко ли быть вундеркиндом?
Я считаю, что, когда родители стараются как можно раньше научить чему-то ребенка, это не очень правильный путь, особенно в современных условиях. Сам я поступил на мехмат МГУ в пятнадцать лет, мой сын - в четырнадцать, поэтому мы оба являемся примерами раннего развития, но наши случаи иллюстрируют систему советского образования, когда в силу ее особенностей индивидуальные особенности не очень учитывались. Сейчас, слава Богу, есть масса возможностей заниматься чем-то помимо школы. И поэтому я не уверен в том, что родителям нужно стараться как можно раньше научить ребенка читать, писать, считать, решать сложные задачи и отправлять его в пять лет в школу и в пятнадцать - в вуз. Для меня и для сына наше раннее поступление в вуз закончилось достаточно благополучно, мы успешно адаптировались в университете среди тех, кто был старше нас. Но вообще, если ребенок опережает своих сверстников в интеллектуальном развитии, он оказывается в обществе более взрослых ребят и ему психологически не так просто найти в этом обществе свое место.
С другой стороны - куда, собственно говоря, торопиться? Детство - это не подготовка к взрослению, это один из самых значимых периодов в жизни, а может, самый лучший и самый важный. Поэтому не надо воспринимать детей как недоделанных взрослых. И я считаю, что все время думать только о будущем ребенка и прилагать усилия к тому, чтобы как можно скорее устроить это будущее таким, каким оно видится родителям, это неправильно по отношению к детям, даже если кто-то при этом и добивается успеха.
Существует еще одна проблема раннего развития. Авторитет наших школ - музыкальной, балетной, гимнастической - признан во всем мире. Наши балерины и фигуристы уже в раннем возрасте достигают невероятных профессиональных высот. Но при этом - большой вопрос, что становится дальше с этими талантами. В первую очередь страдает здоровье, особенно у гимнасток, фигуристок, потому что эти девочки были переразвиты в детском возрасте - это не говоря о переломах, травмах и прочем. Кроме того, и с их социальной адаптацией возникает масса серьезных проблем.
То же самое и с музыкантами. Если это музыкальная семья, которая жестко решает, что их ребенок будет музыкантом, то это понятно - они живут в своем мире и не представляют для сына или дочери другой судьбы. Но вообще стоит подумать: когда вы отправляете ребенка в Школу Гнесиных или в школу при консерватории, то это значит, что вы в пять лет - а туда принимают начиная с пяти лет - выбираете его судьбу, потому что это полноценное профессиональное учебное заведение. Стоит ли это делать?
Если человек после балетного училища танцует на сцене Большого театра или после окончания консерватории играет в национальном оркестре - это одно, но ведь через балетные и музыкальные училища проходит гораздо больше людей, чем мы потом видим на сцене. А может, у тех, кого родители своим волевым решением запихивают в эти престижные школы и училища, вообще другая сфера интересов?
В плену у родительских амбиций
По легенде, Бетховена пристегивали к инструменту - и благодаря этому из него вырос великий композитор . Я категорически против такого подхода. Да, надо понимать, что учение - это не только радость, это труд и, для того чтобы чему-то научиться, обязательно нужно приложить усилие. Но это усилие должно быть адекватно возможностям ребенка. Ведь сколько людей, которых так же пристегивали к пианино, не только не выросли бетховенами, но стали из-за этого несчастными на всю жизнь? Сколько сломанных судеб!
Я сам отбираю детей в математические классы и, когда провожу отбор, объясняю родителям, что у ребенка нет выдающихся способностей к математике, но он наверняка одарен в какой-то другой области, ведь у каждого свои способности. И в других условиях он проявит эти способности, но в математическом классе он обречен на комплексы, обречен чувствовать себя второсортным. Поэтому очень важно идти за ребенком, искать его способности, а не навязывать ему то, что, как вы считаете, ему подойдет, не заставлять насильно заниматься тем, что ему не нравится.
Учитесь вместе
Родители часто жалуются на то, что если не контролировать ребенка, не стоять у него над душой во время выполнения домашнего задания, то он сам ничего делать не будет. В такой ситуации надо в первую очередь вникнуть в то, что происходит. Может, и вовсе не надо делать это задание? Совсем не каждое домашнее задание имеет смысл. Родители должны учиться вместе с ребенком, понимать, чему он учится и зачем это нужно.
У ребенка в школе должна быть индивидуальная образовательная траектория. Мы стараемся это обеспечить - у нас появились лицеи, гимназии, профильное обучение, но главным образом этот вопрос должны решать родители - ведь они лучше всех знают своего ребенка. Родители должны настолько разбираться в его способностях, чтобы иметь полное право сказать: "Да, этот предмет - не твое, но три балла ты по нему иметь обязан, желательно четыре, если можешь". Не надо заставлять ребенка учиться по всем предметам одинаково.
Одаренные дети вовсе не всегда круглые отличники, напротив: в одной области они могут быть блистательны, а в какой-нибудь другой - быть вообще неспособными. Например, мой сын чудовищно плохо рисовал. И ругать его за это было бессмысленно - за него рисовали картинки в школу мои выпускники. И я, кстати, не понимаю, как за рисование - так же, как за физкультуру - можно ставить оценки. По-моему, это абсурд. Но таковы традиции нашего советского образования. И если школа, куда ходит ваш ребенок, продолжает подобный абсурд, то надо каким-то образом защитить его от этого. Отметка за то, что он не выучил стихи, формулу - это одно, а отметка за то, что он плохо что-то нарисовал или неточно спел - это совсем другое.
Я считаю, что взрослые должны контролировать не только ребенка, но и школьный процесс. Родители должны участвовать в жизни школы, чего они обычно не делают, а вместо этого ругают своего ученика, не вдумываясь в то, что требования к нему часто абсурдны.
И если учитель или, не дай Бог, директор ругает ребенка, то нельзя вставать рядом с ними и ругать хором. Если он совершил плохой поступок, то должен понимать, что это не значит, что он сам плохой - это значит, что он плохо поступил, но при этом его все равно любят, все равно он самый лучший и ему помогут этот поступок преодолеть. У ребенка всегда должна быть защита, стена сзади, он никогда не должен быть один - особенно одаренный. Такие дети очень ранимы, с ними нужно вести себя особенно внимательно и деликатно.
Одно решение двух проблем
Однажды у меня были две встречи подряд. Пришли родители одного ребенка и пожаловались, что их сын, подросток, не читает никакой художественной литературы. "Что делать?" - спросили они. И, несмотря на то, что я сам профессиональный литератор, я им сказал: "У вас нормальный, хороший, порядочный, воспитанный парень. Он постигает нравственные основы не через художественную литературу, а другими способами. Ему больше интересны спорт, компьютеры, не надо его насиловать книгами, он уже сформировался, с ним все в порядке, оставьте его в покое". Но самое смешное, что в тот же день ко мне пришли родители его одноклассника и спросили: "Сын не делает домашнего задания, ночью с фонариком читает "Мастера и Маргариту". Мы запрещаем - он читает. Что нам делать?" Так вот я им тоже сказал: "Оставьте его в покое! Если он ночью читает Булгакова, значит, ему нужно именно это. Почему вы думаете, что уроки, которые он недоделал, должны значить для него больше, чем "Мастер и Маргарита"?"
Главное открытие, которое сделала наша педагогика за последние пятнадцать лет, это то, что все дети - разные. И самое бессмысленное - давать общие советы. Кроме одного: внимательнее смотрите на своего ребенка.
центр дополнительного образования для школьников "Президентская школа" http://www.president-school.ru