Как повысить интеллект и способности?
Цель
программы (цитата): «создание условий и инновационных механизмов развития
системы столичного образования как основы формирования человеческого потенциала
и социального обновления региона». Другими словами, цель – что-то делать,
но не достичь более высокого уровня грамотности людей. И это
лишнее подтверждение тому, что действующего решения для повышения уровня
образования, уровня знаний в существующей системе образования, к сожалению,
нет.
Многие очень надеются на то, что обеспечение учебного процесса компьютерами
способно изменить существующее положение дел (это отражено и в вышеупомянутой
программе, об этом мы часто слышим с экранов телевизоров). В 1999-2002 годах
агентство Образовательных Коммуникаций и Технологий Великобритании (British
Educational Communications and Technology Agency) изучило результаты
использования компьютеров и Интернета в 60 школах Англии. В отчете говорится,
что повышения успеваемости учеников ни по одному предмету и ни для какого
возраста не было обнаружено.
Иллюзию наличия образования поддерживают в нас проводимые в школах и на ТВ
различные «интеллектуальные» игры. Но если посмотреть поближе, как такового
интеллекта (то есть способности решать жизненные задачи) участники не
демонстрируют. Ведь от них требуется знать названия и события, на скорость
выдавать имена и даты, выделывать прочие фокусы с памятью. Это может быть
хорошим тестом для проверки работоспособности компьютера, скорости работы
электронной картотеки, но никак не способностей Человека – разумного, мыслящего
существа, способного делать выводы и открытия, создавать новые механизмы и
произведения искусства.
Какое-то время тому назад в передаче «Минута славы» выступали два мальчугана.
Они демонстрировали гибкость и силу своих тел. Не секрет, что к спортсменам
нередко относят поговорку «сила есть – ума не надо». Вероятно, чтобы
опровергнуть её, ребята демонстрировали способность, которая, казалось бы, должна
говорить о развитости ума: они передали жюри толстую книгу стихов и просили
назвать любую страницу и строку в книге, а затем начинали цитировать
стихотворение. В зале это вызывало бурю аплодисментов. Татьяна Толстая,
находившаяся в жюри, задала парнишке вопрос: «А ты сам-то понимаешь, о чём тут
говорится?», на что мальчишка с чистой искренней улыбкой на лице мгновенно
ответил: «Не-а!».
Ужасно обидно, что столько сил потрачено лишь на то, чтобы превратить человека
в ходячего робота, справочник, носитель информации (подобно жёсткому диску
компьютера большого объёма), а не разумное мыслящее существо, способное
понимать и использовать полученную информацию. Школа, которая оценивает только
скорость и точность воспроизведения, не давая понимания, – отупляет, ведёт к
деградации, заставляет поверить в существование интеллекта там, где его на
самом деле нет.
Вот в чём секрет той странности, что можно наблюдать в жизни, когда бывшие
троечники становятся со временем начальниками над теми, кто в школе имел успех.
Отличник в школе, которым гордятся родители, поступает в институт, получает
диплом и… не может устроиться и работать по специальности. Потому что не умеет
делать то, чему «учился». А не умеет – потому что не понимает как. У него
теория не согласуется с действительностью. Зато троечник может быть очень
хорошо устроенным в жизни. Как в старом анекдоте: пожилая учительница
математики встречает на улице своего ученика, который очень хорошо «упакован»,
и с удивлением спрашивает: «Петров, как тебе удалось так устроиться в жизни?!»
– «Да вот, Марь Иванна, торгую сигаретами. За рубль покупаю, за два продаю, на
эти два процента и живу».
Школа, изначально предназначенная для того, чтобы готовить молодых людей к
жизни, очевидно, не способна подготовить молодых людей к жизни. Другими словами
– не увеличивает понимание того, что же из себя представляет жизнь там, за
окном.
Как вы себя чувствуете, если вы чего-то не понимаете? Глупыми и беспомощными. А
если при этом вас начинают ругать, оказывать давление и принуждать делать те
вещи, которые вы не понимаете, как нужно их делать и при этом вам не могут
объяснить, зачем как их делать. Вас заставляют хорошо учиться, не объясняя –
как?
Спросите любого взрослого, даже имеющего большой стаж преподавательской
деятельности. «Занимайся прилежнее», «будь внимательнее», «хорошо отдыхай» –
вот те «рецепты», которые существуют уже много столетий, но которые так и не
привели к прогрессу в образовании. Эти рекомендации не дают ответ на вопрос,
как же нам всё-таки понять, что написано в инструкции к прибору и научиться
пользоваться этой техникой. Так происходит потеря веры в себя, за которой
следует угасание интеллекта и потеря способностей. «Я не хочу даже думать
(интеллект) и пробовать (способность)! У меня всё равно ничего не получится (падает
самооценка).» И со временем в жизни накапливается всё больше таких убеждений.
Те, кто сдались и поверили, что настоящего решения проблемы в области
образования не существует и появиться не может, часто ждут каких-то хитрых
трюков или разрабатывают хитроумные методики, позволяющие натренировать
человека решать задачи определённого вида или выполнять функции определённого
типа: запоминать длинные формулы, ловко набрасывать велосипедную цепь, чтобы
можно было ехать, или рассчитывать процент по кредиту. Или добывать уголь в
шахте. Но если шахтёрский труд становится не нужен стране (работа опасная,
пусть лучше её делают механизмы и роботы), тот, кто не умеет учиться, получает
огромную проблему. Нужно переучиваться, овладевать другой специальностью, чтобы
не стать безработным. А учиться никого никогда не учили.
Однако, несмотря на кажущуюся безысходность ситуации, решение было найдено и
может быть использовано для исправления и изменений к лучшему. Это решение
называется «технология обучения». Эта технология используется
центрами Прикладного Образования по всему миру. Она позволяет повысить
способности, восстановить грамотность и поднять коэффициент интеллекта. И
педагоги старой школы, когда узнают и испытывают технологию обучения, уже не
торопятся возвращаться к старым методам. Зачем говорить ученику не имеющее
особого смысла «занимайся прилежнее», если можно сделать совершенно конкретные
шаги и понимание приходит на смену «тупости» и «неспособности»? Пройти
двухгодичную программу средней школы за один год – нередкое явление в школах
Прикладного Образования. Курс геометрии может занять всего 20 часов.
Технология обучения может быть использована в бизнесе. Когда вы добиваетесь
понимания покупателями свойств и качеств вашего продукта, вы получаете интерес
и внимание, люди начинают понимать разницу между хорошим и плохим
продуктом или услугой. Кажется, наши предки знали это. В старой книге «Курс
женских рукоделий» есть такие строки: «Женщине, в какое бы положение она ни
была поставлена, всегда полезно знание шитья. Если она богата, и ей нет нужды
заниматься шитьём, умея хорошо шить сама, она может отличить дурную работу от
хорошей». В случае с бытовой техникой, например, важно понимать, что какая
техническая характеристика обозначает – чтобы понимать, какую модель купить,
какая прослужит дольше, смысл той низкой цены, которая указана на ценнике.
Хорошее образование (если это действительно образование, а не набор фактов)
окупается.
Технология обучения имеет две стороны применения: учительскую и ученическую.
Они соответствуют тем задачам, которые стоят перед каждой из сторон: учитель
должен качественно объяснить материал, а ученик – уметь воспринять, выделить
главное и отсеять ложные данные (если встречается с ними), действительно понять
материал, который изучает и быть способным действовать. Если же
он всего этого не может – можно ли сказать, что он обучен? Вопрос риторический.
Конечно, нет.
Технология обучения как нельзя лучше отвечает современным требованиям в том
смысле, что каждый обучается самостоятельно. Инструктор, присутствующий в
аудитории, лишь направляет и помогает изучить материал качественно и быстро.
Наиболее известная и важная часть всей технологии обучения касается нахождения
слов, которые не понимаете вы (когда обучаетесь сами) или тот, кто обучается. И
главное – прояснения значений этих слов. Это то, чем должен
владеть каждый человек. Ведь когда вы не понимаете хотя бы одно слово, вы не
сможете понимать и действовать.
«Разница между сообразительным студентом, то есть таким, который учится очень,
очень быстро, и тупым студентом, то есть таким, который учится очень, очень
медленно, – это всего лишь разница между добросовестным и недобросовестным
студентом.» – писал Л. Рон Хаббард. В разработанной им технологии обучения,
описанной в таких базовых книгах, как «Учись учиться» и «Руководство по основам обучения»
(откуда и взята эта цитата), несмотря на их небольшой объем, описаны причины и
способы справиться с огромным количеством самых разных проблем, имеющихся в
области обучения и образования.
Каждый может усвоить эту технологию, стать более способным, а также помочь
стать более способным тем, кто его окружает. А от этого зависит насколько вы
сможете справится с трудностями, возникающими на вашем жизненном пути. От этого
зависит, насколько человек чувствует себя несчастным или счастливым.
Научитесь учиться. Преодолевайте любые проблемы, с которыми сталкиваетесь,
учась у других или находя собственные решения и делясь ими с другими людьми,
передавая свой опыт. И будьте счастливы!