Качество профессиональной подготовки дорожников на современном этапе
Категория: Образование
| Автор: stein2
| Опубликовано: 21.12.2009
Дорожная сеть РФ составляет лишь 12 процентов от аналогичного показателя ЕС, а ее плотность на 1 кв. км не достигает и 4 процентов европейской. При этом, по официальным данным Росстата, протяженность российских дорог в 1995-2005 гг. сократилась на 9 процентов, а ее прирост в 2006-2007 гг. обеспечен лишь включением в общую базу дорог местного значения. И если в Европе на автомобилях перевозится 76,4процентов грузов, то в России - не более 9 процентов.
Имеет место низкая эффективность расходования государственных средств. Средняя стоимость строительства 1 км четырехрядного немецкого автобана составляет 3,8 млн. евро; цена 1 км только планируемой трассы Москва - Санкт-Петербург зашкаливает за 9 млн. евро, отметил на страницах "Ведомостей" Владислав Иноземцев, директор Центра исследований постиндустриального общества. По его словам, в ЕС нормативный срок службы национальных автотрасс колеблется от 40 лет в схожей с Россией по климатическим условиям Швеции до 80 лет в Италии. Их текущий ремонт обходится европейцам в 2300 евро в год на 1 км. В России дороги служат, как правило, не более 10-12 лет, а их поддержание обходится в 410000руб. за 1км (11000 евро) в год.
Эти цифры свидетельствуют о существенном отставании дорожной отрасли от мирового уровня. Имеет место всё увеличивающееся число грубых технических ошибок при изысканиях, проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог.
Ликвидация отставания дорожной отрасли от мирового уровня требует квалифицированных кадров. Недостаток квалифицированных кадров стал ощущаться на всех уровнях дорожной отрасли. Задача обеспечения отрасли квалифицированными специалистами выходит на первый план.
В настоящее время в России образовательные услуги предоставляют 1429 вузов и 2174 филиалов вузов. Из 755 государственных вузов 731 (96 процентов) имеют государственную аккредитацию, 24 вуза не аккредитованы. Из 674 негосударственных вузов государственную аккредитацию имеют 448 (66,4 процента).
Базовыми специальностями высшего профессионального образования для дорожной отрасли являются: «Автомобильные дороги и аэродромы», «Мосты и транспортные тоннели», «Автомобили и автомобильное хозяйство», «Организация перевозок и управления» (на автомобильном транспорте). В данной статье мы рассматриваем только одну специальность высшего звена - «Автомобильные дороги и аэродромы», подготовку по которой осуществляют –72 образовательных учреждений высшего профессионального образовании я в том числе 56 университета (14 из них филиалы университетов), 8 институтов, 5 академии (в том числе 1 филиала академии), 3 военных ВУЗов (в том числе училище, институт и университет по 1), имеющих государственную аккредитацию. 61 ВУЗ (в том числе 7 филиалов) получили право (лицензию) на подготовку по этой специальности в течении последних 10-12 лет. Эти 61 ВУЗов поставляют в дорожное хозяйство основную массу специалистов. Формирование профессионального качества специалистов дорожников в рамках этих ВУЗов и является предметом обсуждения в данной статье.
Время от времени в специальной литературе появляются материалы, в которых существующее положение в теории и практике менеджмента качества образования авторы анализируют с критических позиций.
Критика, безусловно, необходима - положение с качеством образования в России продолжает оставаться тяжелым: система образования как будто развивается, однако с низким качеством мы встречаемся постоянно, а примеры высокого качества - крайне редки, при этом об успешном развитии образования всерьез говорить нельзя.
В силу известных причин мы воздерживаемся критиковать в печати работу того или иного ВУЗа. Вместе с тем поводов для критики и даже возмущения, в работе некоторых ВУЗов по вопросам качества образования очень много, и молчать о них нельзя. Поэтому с разрешения редакции будем приводить примеры, в отдельных случаях не называя ВУЗы, поскольку, как мы знаем, ВУЗы бывают, виноваты только в некоторых из всех происходящих ошибок, в основном же виновата система. И именно система, если угодно, является объектом той части данной статьи, которая содержит критику.
Цель статьи оценить качество профессионального образования кадров дорожного хозяйства, поставляемых ВУЗами РФ.
На протяжении последних 10-15 лет наблюдается существенное снижение качества образования, связанное с отсутствием реальной конкуренцией и согласия (точнее, консенсуса) в том, что такое высокое качество. Имеет место отсутствие общепринятого понимания того, чем отличается высокое качество. С тем, что образование должно быть качественным, согласны все. Но понятие «качество образования» далеко не однозначно. У Министерства образования, у руководства вузов, у преподавателей, у студентов, у потребителя свои представления о качестве образования. Мы считаем, что качество инженерного образования определяется степенью подготовленности выпускника к профессиональной деятельности. Очевидно, что обеспечение высокого качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, отрасли, государства является главной задачей Российской образовательной политики.
В условиях рыночной экономики образование мы обязаны считать продукцией (товаром) за которую берут деньги (платное образование).
Качество выпускника вуза зависит от многих факторов. Это профессионализм преподавателей, условия и обеспеченность учебного процесса, состав элементов в образовательном процессе, мотивация обучаемого, современные технологии обучения, системы контроля знаний, мотивация педагогического труда и многое другое.
Государство разрабатывает государственные образовательные стандарты (ГосОС), в которых представлены характеристики качества и необходимый минимальный объём образования по специальности «Автомобильные дороги и аэродромы», и требует от ВУЗов безусловного выполнения их. Предполагается, что ВУЗы выдают выпускникам дипломы государственного образца при условии выполнения требований ГосОС в полном объёме.
Не вникая в суть этого стандарта, предположим, что он в какой – то степени, с точки зрения министерства (государства) отображает минимальный уровень качества конечного продукта – дипломированного специалиста и потребуем от ВУЗов безусловного выполнения требований стандарта по всем разделам и пунктам.
Посмотрим, как выполняются требования стандарта.
Основная образовательная программа и учебный план большинства ВУЗов для подготовки инженера путей сообщения по специальности «Автомобильные дороги и аэродромы» ни по наименованию дисциплин, ни по отводимому количеству часов не отвечает требованиям ГосОС и не обеспечивают подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой. Методические рекомендации УМО по автотракторному и дорожному образованию при составлении учебных планов, как правило, не учитываются.
Анализ рабочих программ дисциплин специализации в сопоставлении с требованиями стандарта к содержанию специальных дисциплин показал, что от 15 до 100 процентов разделов, перечисленных в ГосОС, не читаются. Количество часов отводимых для изучения специальных дисциплин на 10 – 60процентов меньше предусмотренных ГосОС.
Вместо запланированных в рабочей программе разделов в ряде случаев читают разделы, не имеющие никакого отношения к автомобильным дорогам.
Из бесед со студентами установлено, что в одном из ВУЗов при чтении дисциплины «Экономика отрасли» фактически излагаются способы лечения той или иной болезни, преимущества некоторых религий, а чтение дисциплины «Введение в специальность» (не предусмотренной стандартом) сводится к информации о том кто и когда был деканом факультета и как хорошо быть железнодорожником.
ВУЗы, не выполняя в полном объёме требования (ГосОС) без достаточного обоснования вводят не предусмотренные стандартом дисциплины, например:
- Дисциплина «Базы данных и базы знаний экспертные системы в строительстве» в соответствии с рабочей программой по этой дисциплине все изучаемые разделы предусмотрены и изучаются в дисциплине «инженерная геодезия»
- Дисциплина «Общий курс путей сообщений» все рассматриваемые вопросы повторяются в предмете ИПТС в 5 семестре.
- Дисциплины «Сметное дело», «Планирование и управление строительством и дорожным хозяйством» и «Бизнес-планирование в строительстве» в полном объёме повторяют разделы дисциплины «Экономика отрасли».
- Дисциплина «Основы проектирования автомобильных дорог» в полном объёме повторяет разделы дисциплины «Изыскания и проектирование транспортных сооружений»
- Дисциплина «Применение ЭВМ в проектировании автомобильных дорог» в полном объёме повторяет разделы дисциплины «Основы автоматизированного проектирования транспортных сооружений»
- Дисциплина «Математическое моделирование организационно-технологических процессов в дорожном строительств» в полном объёме повторяет разделы дисциплины Экономико-математические методы проектирования транспортных сооружений
- «Региональная экология»
- «Надежность системы "автомобиль-водитель-дорога-среда»
- «Промышленно-транспортные воздействия и эко-системы РБ»
- «Строительство автомобильных дорог» вместо дисциплины «Технология и организация строительства автомобильных дорог»
- До сих пор в этих институтах выделяют время на чтение не предусмотренной стандартом дисциплины «Ведение в специальность», которую посвящают или железнодорожному транспорту или промышленно-гражданскому строительству.
Имеет место профанация обучения.
Так курсовые проекты по дисциплинам «Проектирование …», «Реконструкция…», «Технологии и организации строительства а/д», «Производственные предприятия», «Эксплуатация а/д», «Ремонт а/д» в ряде ВУЗов представляет собой объяснительную записку объёмом 8-12 страниц и 1 или 2 схемы на миллиметровой бумаги, чаще всего никакого отношения к заданию, при его наличии, не имеющие. В некоторых ВУЗах выполнение курсовых проектов подменяется переписыванием одного или двух курсовых проектов, выдаваемых в учебные группы.
Аналогичная ситуация с дипломными проектами.
Требования к содержанию, объему и структуре дипломного проекта должны определятся ВУЗом на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Министерством образования Российской Федерации, государственного образовательного стандарта по направлению подготовки дипломированного специалиста «Транспортное строительство» и методических рекомендаций УМО по образованию в области железнодорожного транспорта и УМО по автотракторному и дорожному образованию.
Требования к содержанию, объему и структуре дипломного проекта по специальности «Автомобильные дороги и аэродромы» в большинстве (в 38 из 61) ВУЗов не определены.
Фактическое время, отводимое на подготовку квалификационной работы, в нарушение требований стандарта, составляет менее шестнадцати недель.
В большинстве (в 42 из 61) ВУЗов в ГАКах автодорожников нет, а там где они были, от них избавились. Например, в СГУПСе после того как член ГАКа известный автодорожник специалист (профессор д.т.н. ЕфименкоВ.Н.) на заседании кафедры откровенно и объективно высказал своё мнение о качестве дипломов, он был выведен из состава ГАК.
Реализация основной образовательной программы подготовки инженера путей сообщения (специализация «Автомобильные дороги и аэродромы») предусматривает прохождение студентом учебной практики по инженерной геодезии, инженерной геологии, гидрологии, по дорожным машинам и производственной базе строительства (практика по эксплуатации дорожных машин).
Цель учебных практик (изучение методов проведения геодезических работ при изысканиях и строительстве транспортных сооружений; методов измерений гидравлических характеристик открытых водоемов; методов изучения геологического строения местности; получение навыков работы с геодезическими приборами при изысканиях и строительстве транспортных сооружений) не достигается. Практики должны проводится на учебных полигонах, однако таких полигонов за редким исключением в этих ВУЗах нет.
Отсутствие преподавателей специалистов автодорожников привело к тому, что:
- со спецификой геодезических работ при изысканиях и строительстве автомобильных дорог студентов не знакомят;
- методам измерений гидравлических характеристик открытых водоемов не обучают:
- навыки в работы с геодезическими приборами при изысканиях и строительстве автомобильных дорог у студентов не вырабатывают.
Вместо учебной практики по дорожным машинам и производственной базе строительства
проводится практика по строительно-дорожным или строительным машинам, на которой студентов с производственными базами не знакомят вовсе.
Вузы, осуществляющие подготовку специалистов, должны иметь базы производственных практик на промышленных предприятиях, научно-исследовательских и проектных организациях транспортного строительства. Однако таких баз за редким исключением нет.
Фактически места производственных практик определяются случайным образом и сводятся к работе студентов, чаще всего в качестве рабочих. Представители ВУЗов на местах прохождения практик не появляются (денег на это в ВУЗах не выделяют), влиять на производственную практику не могут. Производственной практики, как таковой, нет.
Место проведения преддипломной практик - дорожные предприятия, проектные и научно-исследовательские организации, где возможно изучение и сбор материалов по теме выпускной квалификационной работы. Цель преддипломной практики - подготовка студента к решению организационно-технологических задач на производстве; сбор необходимого материала для выполнения дипломной работы (проекта) и сдачи итогового государственного экзамена.
На местах преддипломная практика или не проводится вовсе или проводится формально, что привело к резкому снижению качества дипломных проектов.
Руководители практик от ВУЗов на местах прохождения практик не бывают, руководство фактически не обеспечивают. Аттестация по итогам практики проводится формально.
Порядок проведения и программа государственного экзамена по направлению «Транспортное строительство» должен определяются ВУЗами на основании методических рекомендаций и соответствующей примерной программы, разработанных УМО по автотракторному и дорожному образованию, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Министерством образования Российской Федерации, и ГосОС по направлению «Транспортное строительство».
Программа государственного экзамена в 47 из 61 ВУЗов не соответствует ГосОС и примерной программе и не учитывает рекомендаций перечисленных документов.
ВУЗ, реализующее основную образовательную программу дипломированного специалиста, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных, практических занятий, научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных примерным учебным планом. Лаборатории ВУЗа должны быть оснащены современными стендами и оборудованием, позволяющим изучать технологические процессы.
Фактически существующие в ВУЗах материально-технические базы не ориентированы на подготовку по специальности «Автомобильные дороги и аэродромы», не достаточны или отсутствуют вовсе.
Например, профилирующая кафедра "ГСиАД" Тамбовского государственного технического университета обеспечивает подготовку студентов по специальности «Автомобильные дороги и аэродромы» имея только лабораторию геодезии, и компьютеры - 3 шт. Лабораторий и соответствующего материального обеспечения для нижеперечисленных дисциплин: - Инженерные сети и оборудование, Дорожные машины и производственная база строительства , Основания и фундаменты, Механика грунтов, Инженерные сооружения в транспортном строительстве, Основы автоматизированного проектирования транспортных сооружений, Экономика отрасли, Экономико-математические методы проектирования транспортных сооружений, Изыскания и проектирование транспортных сооружений, Технология и организация строительства транспортных сооружений: Эксплуатация транспортных сооружений, Реконструкция транспортных сооружений: Основы автоматизированного проектирования транспортных сооружений: Мосты, транспортные тоннели и путепроводы, Безопасность функционирования транспортных сооружений, Физико-химические основы технологии дорожно-строительных материалов, - чтение которых осуществляется силами преподавателей этой кафедры, нет. Преподавателями не подготовлено ни одной научной или методической публикации имеющей отношение к дорожной отрасли и науке.
В состав кафедры «Дорожное, промышленное и гражданское строительство» Сыктыкварского лесного института входят 2 учебные лаборатории: "Механика грунтов" и "Строительные материалы", компьютерный класс. Дисциплины читаемые по этой кафедре: Инженерная геология; Инженерная гидрология; Инженерные сети и оборудование; Механизация работ по ремонту и содержанию автодорог; Мосты, транспортные тоннели и путепроводы; ООС в дорожном строительстве; Основы архитектуры и строительных конструкций; Основы аэрогеодезии и инженерно-геодезические работы; Основы геологии и геоморфологии; Основы проектирования автомобильных дорог; Основы экономики отрасли; Основы эксплуатации автомобильных дорог; Особенности проектирования и строительства объектов ТЭК; Организация строительства лесовозных дорог; Проектирование и эксплуатация лесных дорог; Региональная экология и бизнес-планирование в строительстве; Реконструкция автомобильных дорог; Технология и организация строительства автомобильных дорог; Экономико-математические методы проектирования транспортных сооружений; Эксплуатация мостов; - по которым предусмотрены лабораторные работы, лабораториями не обеспечены.
Функционирующие при профилирующей кафедре «автомобильных дорог и специальных инженерных сооружений» Мордовского государственного университета лаборатории гидравлики, теплогазоснабжения и вентиляции не обеспечивают лабораторный практикум по дисциплинам которые ведут преподаватели кафедры: по изысканиям и проектированию, эксплуатации автодорог, транспортных систем, искусственным сооружениям на дорогах. НИОКР кафедры и защищенные кандидатские диссертаций никакого отношения к автомобильным дорогам не имеют.
Имеющийся при выпускающей по специальности "Автомобильные дороги и аэродромы"кафедре «Автомобильные дороги» Нижегородского архитектурно-строительного университета компьютерный класс и методический кабинет по строительству и эксплуатации дорог, для проведения лабораторных занятий по специальным дисциплинам не оснащён.
На профилирующей кафедре «Строительные конструкции и инженерные сооружения» Южно-уральского государственного университета преподавателями не подготовлено ни одной научной или методической публикации имеющей отношение к дорожной отрасли. Основное научное направление и НИОКР кафедры никакого отношения к дорогам не имеет
В 46 из 61 ВУЗов, осуществляющих подготовку по специальности «Автомобильные дороги и аэродромы» программных комплексов для проектирования автомобильных дорог нет, а в остальных из пяти известных комплексов имеется один.
Определённую роль в, имеющем место технологическом и техническом отставании дорожной отрасли РФ от мирового уровня, играет недостаточный уровень квалификации инженерного корпуса[5].
Как показывает практика:
- потребность дорожной отрасли в квалифицированных специалистах не удовлетворена;
- профессиональная подготовка поставляемых в отрасль специалистов не отвечает современным требованиям;
- существующая система переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов организаций отрасли не эффективна.
Дорожная отрасль на современном этапе пополняется дипломированными специалистами:
- не знающими дорожной терминологии;
- не имеющими представления о современных технологиях строительства, реконструкции и ремонта;
- не знакомыми с современными дорожными машинами и оборудованием;
- не знающими и не знакомыми с современными эффективными и местными дорожно-строительными материалами;
- не владеющими автоматизированными технологиями проектирования автомобильных дорог.
Тестирование на третьем, четвёртом и пятом курсах СГУПСа выявило крайне низкий уровень подготовки студентов. Тесты, предложенные студентам, были ориентированы на оценку знания дорожной терминологии и элементов дорог (3 и 4 курсы), знакомство с дорожно-строительными машинами и производственными предприятиями (4 курс), знание элементов автомобильных дорог, конструктивных особенностей дорожных одежд, специфики работы водопропускных сооружений, водоотвода (5 курс). На 3 курсе из 18 студентов не справились с тестами 18, на 4 курсе из 21 – 21, на 5 курсе из 21 -19. В результате собеседования со студентами пятого курса одного из ВУЗов выяснилось, что они не знакомы с дорожными машинами (асфальтоукладчики, бетоноукладчики и т.п.), производственными предприятиями (АБЗ, ЦБЗ и т.п.) и т.п.
Объемы и структура подготовки специалистов в разрезе специальностей должна определятся исходя из потребностей рынка труда, организаций автомобильно-дорожного комплекса, на самом деле осуществляется преимущественно на платной основе и определяется случайным образом.
В последнее время имеет место увеличение числа случаев возмещения затрат на обучение самими студентами на договорной основе. Организации автомобильно-дорожного комплекса из-за низкого качества обучения отказываются от возмещения затрат. Всё большее число выпускников дорожных специальностей не находят себя на производстве. Уже имеют место случаи, когда на местах отказываются от выпускников определённых ВУЗов
Сложилась ситуация когда дорожную отрасль необходимо ограждать от этих специалистов, работа которых в дорожном хозяйстве наносит ощутимый вред.
Необходимо создать систему независимой качественной оценки специалистов, окончивших Вуз по специальности «Автомобильные дороги и аэродромы». «На наш взгляд, оценивать подготовку специалистов, в том числе и дорожников, не может сама система образования, нужна внешняя оценка. Ведь качество образования - это не то, как студент сдал выпускные экзамены, а то, насколько успешно он может реализовать свои знания, как работает. Оценить это под силу только профессионалам в конкретной области, в нашем случае автодорожной. Последнее слово должно быть за ними».
Возможно это будет напоминать лицензирование инженеров в США.
Профессия, называемая в США civil engineer (в буквальном переводе «гражданский инженер»), охватывает широкий круг специальностей: проектирование, строительство и эксплуатация зданий, гидротехнических и транспортных (дороги, мосты, порты, аэродромы) сооружений, инженерных сетей, трубопроводов и газопроводов, а также планировка городской застройки, организация и управление движением транспортных средств. После окончания университета и получения диплома по специальности civil engineer молодой специалист еще не имеет права самостоятельно проектировать и строить перечисленные сооружения, ему не дано право подписывать чертежи. Он может работать только под руководством профессионального инженера, имеющего лицензию Совета профессиональных инженеров и изыскателей (Board for Professional Engineers and Land Surveyors) данного штата. Чтобы получить лицензию профессионального инженера, нужно сдать экзамены. Экзамены принимает Совет профессиональных инженеров данного штата обычно два раза в год – весной и осенью. Сначала сдается письменный экзамен по основам инженерного дела (Fundamentals of Engineering): математика, механика материалов, теоретическая механика, механика жидкости, основы материаловедения, статика, химия, компьютеры, электротехника, инженерная экономика, термодинамика, этика. Экзамен сдают в течение 8 часов с одним перерывом. За первые 4 часа необходимо ответить на 120 вопросов, выбрав верный ответ из четырех либо, решить задачу и указать, какой из предложенных четырех ответов верен (получается по две минуты на одну задачу или вопрос). На математику приходится 20 процентов вопросов и задач, на статику и электротехнику – по 10 процентов, на химию – 9 процентов. Эта часть экзамена одинакова для всех инженерных специальностей. Во вторые 4 часа предлагаются 60 вопросов и задач. Их набор уже зависит от специальности. В частности, для инженера строителя (civil engineer) предлагают примерно по 10 процентов вопросов по компьютерам, гидравлике, механике грунтов, изысканиям, сопротивлению материалов, строительной механике и транспортным системам. Пути и способы решения задач во внимание не принимаются – ответом считается число, а его правильность проверяет компьютер. Не разрешается пользоваться никакими книгами и справочниками. Чтобы сдать экзамен, нужно дать не менее 70 процентов (в некоторых штатах 75 процентов) правильных ответов. Выпускник университета, имеющий многолетний стаж работы по данной специальности и рекомендации профессиональных инженеров, может быть освобожден от экзамена по основам инженерного дела и допущен сразу к экзаменам по специальности.
Экзамен по специальности занимает 2 дня. Экзамены платные. В первый день сдается основной экзамен, а во второй – дополнительный. Основной экзамен сдают в течение 8 часов с одним перерывом. На первые 4 часа предлагается 40 задач, охватывающих 5 областей строительного дела: геотехника, окружающая среда, водные ресурсы, проектирование зданий и сооружений, транспортное строительство. Этот экзамен призван проверить инженерную эрудицию. На вторые 4 часа дают 40 задач по избранной специальности. Для инженера-строителя транспортных сооружений 65 процентов вопросов посвящены транспортному строительству: транспортные средства и организация движения, геометрическое проектирование и планировка территории, проектирование и строительство земляного полотна и дорожных одежд, безопасность дорожного движения. Еще 15 процентов вопросов относятся к грунтоведению и механике грунтов и дорожных одежд. Наконец, 20 процентов вопросов предусмотрены по гидравлике открытых русел, гидрологии и гидрометрии. Ответ дается в виде числа. На каждую задачу приходится в среднем 6 минут.
Дополнительный экзамен проводят применительно к условиям данного штата. В Калифорнии он состоит из двух частей: принципы проектирования с учетом сейсмических воздействий (50 вопросов на 2,5 часа) и инженерные изыскания (50 вопросов на 2,5 часа).
Чтобы сдать экзамены и получить лицензию профессионального инженера, достаточно набрать 70 баллов – то есть дать 70 процентов верных ответов. Специалисты, набравшие высокий балл, например 90 процентов, попадают в список транспортного департамента штата и в течение 1–2 лет могут быть приглашены на собеседование с предложением инженерной работы в этом департаменте. Чтобы работать в другом штате профессиональным инженером, нужно получить лицензию от этого штата. Если профессиональный инженер допустил ошибку и, в связи с этим на него поступила жалоба, Совет профессиональных инженеров и изыскателей может его оштрафовать или закрыть его лицензию.
На Западе, например, большинство крупных подрядных организаций имеет собственные учебные центры, в которых они осуществляют обучение, направленное на решение тех проблем, которые перед ними сегодня стоят. Наши подрядные организации, если хотят быть конкурентоспособными на рынке, придут к этому.
Известно, что подготовка специалистов, получаемая в ВУЗах, недостаточна для выполнения профессиональных функций. Преемственность поколений ИТР в дорожной отрасли утрачена, что привело к резкому снижению квалификации специалистов дорожников. Проблема повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров, в связи с изложенным выше, приобретает особую значимость.
Основной целью повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров является обновление знаний и освоение современных методов решения профессиональных задач, изучение передового опыта, получение дополнительных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения профессиональной деятельности.
Имеющийся в дорожной отрасли инженерный персонал получить качественное повышение квалификации или переподготовку не может, негде, не у кого. Преподавателей знакомых с современными методами решения профессиональных задач, передовым опытом, владеющими дополнительными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для выполнения профессиональной деятельности в ВУЗах нет.
Известны факты обучения в рамках повышения квалификации ВУЗами не имеющими ни одного специалиста – дорожника, однако имеющими соответствующие лицензии. Например представителями Хакасского политехнического института совместно с СибСТРИном в Абакане в 2004 году проведено повышение квалификации для проектировщиков автомобильных дорог. Среди преподавателей не было ни одного проектировщика или специалиста дорожника, ни один из пяти известных программных комплексов, предназначенных для проектирования дорог, не рассматривался.
СГУПС в 2007 году отказался проводить повышение квалификации специалистов Новосибирскавтодора из-за отсутствия преподавателей.
Имеют место случаи, когда свидетельство о повышении квалификации (оно требуется при получении или подтверждении лицензии) покупается за 1500 – 2000 рублей без обучения.
Таким образом существующей практикой обучения выявлено, что повышение квалификации в рамках высших учебных заведений, а также отраслей не эффективна
Реализация основной образовательной программы подготовки инженера путей сообщения, в соответствии со стандартом, должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью. Преподаватели специальных дисциплин должны иметь ученую степень и (или) большой опыт работы в соответствующей профессиональной сфере.
Профессиональная подготовка преподавателей существующей системой образования не предусмотрена. Системы подготовки преподавателей специальных дисциплин в РФ отсутствует. За 10-12 лет ВУЗы, получившие лицензии на подготовку студентов по специальности «Автомобильные дороги и аэродромы», не смогли обеспечить подготовку преподавателей для специальных дисциплин. Из-за низкой оплаты в ВУЗах воспользоваться услугами специалистов из дорожной отрасли не удаётся.
Фактически учебный процесс обеспечивается преподавателями, не имеющими профильного базового образования, опыта работы в соответствующей профессиональной сфере. Из-за отсутствия специалистов дисциплины специализации читаются случайными людьми, не имеющими никакого отношения к автомобильным дорогам. Анализ расписания занятий и списков трудов преподавателей показал, что занятия по специальным предметам ведут:
- Механику грунтов - специалист в области оценки акустических параметров производственных помещений.
- Экономику отрасли – специалист в области оценки экономической эффективности стеновых ограждающих конструкций.
- Основы проектирования автомобильных дорог - специалист в области прогнозирования долговечности пенополистирола.
- Геодезическое сопровождение строительных.. процессов– специалист в области акустики производственных и жилых помещений.
- Дорожный сервис - специалист в области акустики производственных помещений.
- Дорожные условия и БД - специалист в области органических пластификаторов.
- Инженерные сети и оборудование - специалист в области расчёта и конструирования вентилируемых фасадов жилых зданий.
Например кафедра «Автомобильные дороги» Нижегородского архитектурно-строительного университета образована в 1996 году. В настоящее время на кафедре работают 7 штатных сотрудников и 4 специалиста с производства, большинство из которых являются выпускниками ННГАСУ (ГИСИ) разных лет (дорожников нет). Средний возраст преподавателей кафедры - 39 лет.
Кафедра автомобильных дорог Иркутского государственного технического университета ИрГТУ из 11 преподавателей 8 выпускники ИрГТУ.
Из 19 преподавателей кафедры "Автомобильные дороги и технология строительного производства Уфимского государственного нефтяного технического университета с 2000 г (открытие специальности) по сегодняшний день ни один преподаватель не опубликовал научную статью или методическую разработку имеющие отношение к дорожному хозяйству.
В ходе беседы с преподавательницей читающей дисциплину «Основы проектирования автомобильных дорог», имеющей базовое образование «Водоснабжение и канализация» (СГУПС), выявлено, что она не только не владеет дорожной терминологией но и не знает элементов автомобильных дорог.
Инженерная подготовка требует реализации образовательных услуг в образовательных учреждениях оснащенных современными вычислительными средствами, оборудованием, техникой не просто современной, а передовой, способной предоставить практические навыки, знания и умения студентам исходя из последних достижений науки и техники.
Однако преподавательский состав в своей основной массе не владеет последними достижениями науки и техники, в отдельных ВУЗах до сего времени пользуются устаревшей нормативной базой, в том числе и отменёнными ГОСТами, с современными дорожно-строительными материалами, оборудованием и техникой не знакомы.
Квалификационные требования инженерной подготовки требуют наличия в ВУЗе большого количества разнопрофильных групп преподавателей высшего уровня, хорошо подготовленных по своей профессиональной области, постоянно совершенствующихся и работающих в сфере профессиональной и научно-технической реализации своих знаний.
Иначе неизбежна деградация уровня преподавательских знаний и преподавательского состава.
Это требует от технического ВУЗа не только совершенствование образовательного процесса, но и проведение современных ОКР и НИР на самом высоком уровне.
Фактически явно проявилось отставание от мирового уровня в научно-техническом прогрессе отечественной дорожной отрасли, начавшегося в 90-х годах прошлого столетия. Именно спад научно-технического развития дорожной науки привел к тому, что происходит сейчас. При выполнении дорожно-строительных работ в настоящее время нет ни одной технологии разработанной отечественными инженерами (восстановление покрытия с помощью метода регенерации, ЩМА, сларри-сил и его разновидности, асфальтобетонные смеси на основе МАК-вяжущего – все эти технологии, используемые при строительстве, ремонте, реконструкции автомобильных дорог, были разработаны и апробированы задолго до внедрения их на российских дорогах). Уровень ведущихся научных разработок крайне низок [5].
Проведение ОКР и НИР дорожной тематики на соответствующем уровне в ВУЗах, где специализация «Автомобильные дороги и аэродромы» является непрофильной, из-за отсутствия специалистов дорожников, невозможна.
Достаточно в качестве примера привести:
- использованные в научных публикациях некоторыми преподавателями этих ВУЗов такой терминологии как: «жилые дороги»; «верхнее строение автомобильной дороги»;
- на защитах диссертаций члены учёного совета путают «эмульгатор» с машиной, «укреплённый грунт» с «грунтобетоном» и т.п.;
- отчёт по НИР «Транспортная развязка в районе торгового комплекса с помещениями общественного назначения и подземной автостоянкой в Железнодорожном районе г. Новосибирска» в котором фактически не осуществлёно определение и прогноз интенсивности движения;
- защита кандидатской диссертации по асфальтобетону Карапетяном (не имеющим никакого представления о асфальтобетоне) на совете, где не было ни одного специалиста по асфальтобетону;
- приём в аспирантуру с условием, что аспирант диссертационной работой заниматься не будет, и вопрос о защите не будет подниматься.
Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста в соответствии с требованиями стандарта должна обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующих полному перечню дисциплин примерного учебного плана основной образовательной программы, наличием методических пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий – практикумам, курсовому и дипломному проектированию, практикам, а также наглядными пособиями, ауди-, видео- и мультимедийными материалами.
В большинстве ВУЗах, методические пособия и рекомендации по дисциплинам специализации, практикумам, курсовому и дипломному проектированию, практикам отсутствуют.
Лабораторными практикумами специальные дисциплины, включая дисциплины специализаций не обеспечены. Читаемые специальные дисциплины (за редким исключением) методического обеспечения не имеют.
Базовой организационной структурой технического университета является кафедра. Именно кафедра отвечает за подготовку студентов, именно на кафедре сосредоточены преподавательские коллективы, проводящие подготовку студентов по направлению и специальностям.
Кафедра технического университета должна иметь все условия для проведения широкомасштабных наукоемких НИР и ОКР, и обеспечивать выполнение технических заказов производства и повышение своего научного и профессионального уровня. Кафедра должна является создателем и носителем научно-педагогических школ.
В ВУЗах, где специализация «Автомобильные дороги и аэродромы» является непрофильной, специализированные кафедры не являются носителями научно-педагогических школ в области автодорожного образования.
Выводы и предложения
1. Качество высшего профессионального образования по специальности «Автомобильные дороги и аэродромы» в целом по РФ недостаточно (неудовлетворительно) и не отвечает современным требованиям..
2. Надо немедленно силами общественных организаций осуществить анализ условий высшего профессионального образования по специальности «Автомобильные дороги и аэродромы» по ВУЗам РФ начавших эту подготовку в течении последних 10-15 лет.
3. Обязать все ВУЗы доводить до сведения студентов требования ГосОСт вплоть до разделов дисциплин, подлежащих изучению. Довести до сведения студентов, что при не выполнении ВУЗом требований ГосОСт по любому пункту, плата за обучение подлежит возврату.
4. В ВУЗах, где качество окажется недостаточным (неудовлетворительным), подготовку прекратить.
5. Подготовить закон о материальной ответственности за недостаточное качество образования. Предлагается гражданским кодексом предусмотреть материальную ответственность за не обеспечение оговоренного в стандарте качества образования.
6. Законодательно перейти, по американскому образцу, на лицензирование инженерной деятельности. Лицензирование осуществлять силами общественных организаций на основе сдачи как минимум двух профессиональных экзаменов. От участия в приёме экзаменов отстранить представителей ВУЗов и Минтранса.