История монгольской письменности
Категория: Образование
| Автор: lanclub
| Опубликовано: 04.03.2009
«Ясное» письмо было сформировано на основе языков ойратской диалектической группы, вслед за этим появился и ойратский литературный язык. В Бурятии сформировался свой письменный язык на основе старописьменного монгольского языка. И в 1931 году здесь использовалась письменность на основе латыни, а в 1939 году была принята письменность на основе кириллицы. На территории Внутренней Монголии на сегодняшний день остался в пользовании старописьменный монгольский язык.
В Монгольской Народной Республике алфавит на основе кириллицы стал использоваться в 1945 году, в это же время появилось несколько совершенно новых литературных языков. После того, как Республика перестала быть коммунистической, старописьменный литературный язык получил «вторую жизнь», его все чаще стали использовать, также практикуется преподавание языка. В современной Бурятии на сегодняшний день тоже происходит возрождение старописьменного монгольского литературного языка.
Существует несколько классификаций монгольских языков. Если рассматривать классификацию Г.Д. Санжеева, то в ней автор разделяет «живые» монгольские языки (старописьменный язык не берется во внимание) на две группы: основные языки и маргинальные. К основным Санжеев относит те языки, которые с самого начала своей истории находились в тесном контакте друг с другом, имели общую литературную культуру, формировали более-менее единую группу и на сегодняшний день имеют статус государственных языков. Это монгольский, бурятский и калмыцкий языки. К маргинальным или «островным» языкам автор относит все остальные языки, которые не имеют письменности и отделены от основного монгольского ареала другими языковыми группами: китайской, иранской и тибетской.
В классификации Т.А. Бертагаева языки разделены по фонетическим особенностям. Так автор разделяет монгольские языки на три группы: анлаутно-вокальные, анлаутно-спирантные и смешанные языки. Первая группа совпадает с основной группой по классификации Санжеева, во вторую группу входят все остальные языки, исключая монгольский язык, а третья группа – это собственно монгольский язык, а также письменный древнемонгольский язык и так называемая «квадратная письменность».
В XVI-XVII столетиях единый монгольский язык был разделен на диалекты и наречия, которые в той или иной степени отличались друг от друга (в фонетике, лексике). И монгольские языки это скорее близкородственные языки, чем языковая семья. Особое сходство имеют языки основной группы (по Санжееву). А маргинальные языки достаточно сильно отличаются друг от друга, так как на их формирование оказывали определенное влияние другие языковые группы, расположенные (территориально) рядом с ними. Однако, для определения монгольских языков чаще все-таки используют термин монгольская языковая семья, входящая в макросемью алтайских языков.
Монголами были созданы на протяжении всей их истории множество различных письменностей. Уже существующие системы письма адаптировались под ту или иную языковую группу. Орхоно-енисейские руны по всей вероятности были самым ранним письменным языком, и использовали его сяньбийцы. Памятники киданьского письма (в «большом» письме использовались иероглифы, «малое» письмо представляло собой своеобразную смесь киданьского письма и звуковых изображений) датируется X столетием.
Во времена Чингисхана для общения и записей государственных и исторических документов первое время пользовались уйгурским языком и уйгурским письмом. А в 1269 году приняли тибетское письмо, за основу которого Лочо Гьячан – великий лама Пакба взял слоговую «квадратную письменность» (ее еще называют пакба). Это письмо включало в себя все имеющиеся на тот момент особенности языка, на котором говорила монгольская элита, в результате чего оно было привязано к одному из диалектов. Да еще пакба, как и тибетское письмо, достаточно сложное. Его использовали на протяжении почти целого столетия.
В период с 1307 по 1311 годы ламой Чоджи Одсером было разработано вертикальное монгольское письмо. За основу он принял уйгурское письмо. Этот вариант стал доминирующим среди всех остальных, существующих на тот момент вариантов монгольского письма. На территории Внутренней Монголии алфавит монгольского вертикального письма используется и сегодня. В этом алфавите автор не использовал многие различия в фонетике языков, и поэтому он был легко совместим с языками и диалектами монгольской языковой группы. Еще одним преимуществом алфавита Одсера была простота в начертании, что способствовало удобной скорописи. Со временем, на его основе был сформирован транскрипционный вариант, который служил для записи слов из других языков, знаки его используют и поныне.
В 1648 году ламой Зая-Пандитом Намкайджамцо было создано вертикальное письмо для ойратского языка, а в 1686 году была окончена разработка слогового горизонтально-квадратного письма соёмбо. В 1910 году лама Агван Доржиев письмо для бурятского языка, которое было аналогично ойратскому письму. Существовали и другие попытки создать письменность для языков монгольской группы, но они не были широко распространены.
Самым ранним памятником монгольской письменности является Чингисов камень, датированный началом XIII столетия, на котором была высечена надпись. К этому времени относятся и памятники монгольской народной поэзии, такие как «Песня Бохэ-Чиглэра» и «Хонгирадская песня». В последующее время сохранился этнический характер литературы. С XVII столетия господствовала ламаистская литература (трактаты на различную тематику). А с XIX столетия начала свое развитие так называемая «светская» литература. С XX столетия и по сегодняшнее время – этап развития современной монгольской литературы.
Клуб Носителей Языка