Домашние контрольные работы по информатике
Я уже 15-й год преподаю программирование в школе. И каждый год попадаются разные классы по своему восприятию этой темы. Выпадают счастливые годы, когда дети ловят все "на лету". Им только скажешь "А", а они сами уже и весь алфавит проговаривают!
А бывает и наоборот – ты им и расскажешь все, и кучу примеров приведешь. Сидят, слушают, головами кивают, а как дело дойдет до составления программ на компьютере, то все – ховайся. Такого понапишут, что за голову хватайся и думай – или я им объяснить не умею, или они даже готовую программу с тетради списать не могут.
Вот в этом году я веду язык программирования Паскаль в двух классах с математическим уклоном – в 8 и в 9. Казалось бы, дети сдавали экзамены для поступления в эти классы, хорошо знают математику, но…
В восьмом классе сплошные «самородки». Только в этом году начали с ними учить программирование, а четыре человека уже участвовали в районной олимпиаде по информатике, и один мальчик - Франчук Вася - принимал участие в городской олимпиаде. Они сами изучают С++, Delphi и другие языки, постоянно что-то выдумывают, приносят мне свои работы. Молодцы! И другие ученики за ними тянуться. В результате весь класс успевает практически на отлично.
А вот 9-й класс – полная противоположность. Программирование их не интересует. Несколько человек, правда, что-то делают. Но они, к сожалению, погоды не делают. В принципе, в классе дети все хорошие, старательные. Но не идет у них программирование и все! Ну что тут поделаешь? Не будешь же им постоянно двойки ставить. Вот и приходится всякие хитрости придумывать, чтобы и оценки были приличные, и дети себя не чувствовали неумехами.
Несколько лет назад практически в таком же классе с такой же невосприимчивостью программирования я попробовала провести контрольную работу по аналогии с лабораторными работами в ВУЗе.
Подобрала каждому ученику по две задачи и сказала, что эта контрольная будет домашней. Они должны будут сделать программы дома и оформить их по всем правилам:
1. Титульный лист2. Условия задач.
3. Блок-схемы алгоритмов.
4. Тексты программ.
5. Входные данные.
6.Полученные результаты.
Т.к. задания выполнялись дома, то, конечно, некоторые дети обращались за помощью к родителям или друзьям. Но сам процесс оформления лабораторной работы все-таки заставил их потрудиться. И за это уже можно с чистой совестью ставить положительную оценку.
Такая форма проведения контрольной работы не занижает самооценку ребенка, дает ему возможность показать свои навыки в оформлении работы, позволяет в спокойной домашней обстановке разобраться с задачами и потом, на уроке, объяснить учителю, как он делал программу.
Такие формы контроля знаний вносят разнообразие в учебный процесс, снижают уровень стресса на контрольной работе и готовят учеников к ВУЗовским формам работы.
Автор: Марина Макарова Мультимедийные уроки по Паскалю