Сущность стоимости товаров. Стоимость как синоним цены
Категория: Образование
| Автор: Gennadii
| Опубликовано: 03.10.2013
Когда исследователи стали изучать процесс обмена, было замечено, что все рынки в своем колебательном развитии вновь и вновь возвращаются к равновесному состоянию, где спрос на товар уравновешивается его предложением на уровне цены товара, равной средневидовой цене его производства.
Эта закономерность породила ложную мысль о том, что внутри товаров находится некая сущность, равенство величин которых превращает товары в равноценные.
Назвали эту сущность стоимостью и несколько тысячелетий всем миром искали эту сущность: в трудозатратах производства товара, его полезности, энергии, информации и т. д. пока ни явился «недоучка», который не прочёл и тысячной доли трудов великих мыслителей, и который вдруг заявил: эта загадочная сущность находится не в товарах, а в головах участников обмена.
Что же происходит в этих головах?
В условиях рынка свободной конкуренции, когда у всех одинаковых товаров и для всех покупателей формируются одинаковые цены, а для всех производителей (средневидовой производительности) формируются равные нормы прибыли, здесь-то в головах участников обмена является осознание того, что рынок сформировал «нормальные» цены и «нормальные» прибыли, что означает, что цены товаров оказались равными ценам их производства.
Так рынок свободной конкуренции, через удовлетворенность равноценностью обмена большинства его участников, формирует эквивалентный обмен, формирует объективную величину стоимости обменивающихся товаров.
Так действует «невидимая рука» Адама Смита, или механизм автосоизмерения стоимостей.
Монополист же смещает точку равновесия между ценой и прибылью в свою пользу. Так монополизированный рынок, посредством видимой руки монополиста, формирует субъективную величину стоимости товара, которая может как многократно превышать цену производства товара, так и равняться нулю.
В соответствии с Теорией автосоизмеряющихся стоимостей, цена товара формируется в «борьбе» противоположностей диалектической системы «покупатель – продавец», а стоимость товара формируется в «борьбе» нескольких таких одновидовых диалектических систем. То есть, цена товара формируется как знания участников обмена о том, сколько стоит данный конкретный товар, а стоимость формируется, как знания участников обмена о том, сколько стоит товар данного вида.
Как из субъективных мнений складывается объективная истина, таким же образом формируется и объективная величина стоимости товаров.
В реальном товарообмене понятия "цена" и "стоимость" часто употребляются как синонимы. И это естественно: возможность употребления того или иного понятия зависит исключительно от субъективной точки зрения самого человека. Если товар человеком воспринимается как конкретная вещь, то цена товара является ценой этой вещи. А если товар человеком воспринимается, как представитель вида товаров, то в этом случае цена товара превращается в видовую цену - стоимость.
Таким образом, Теория автосоизмеряющихся стоимостей соответствует реальному рынку и её терминологии, чего нельзя сказать ни о трудовой теории стоимости, ни о теории предельной полезности.
Литература
1. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов: М.: Издательство социально-экономической литературы, 1962.
2. Твердохлебов Г.А. Теория автосоизмеряющихся стоимостей, или как действует "невидимая рука" Адама Смита