Сетевые игры – не отступать и не сдаваться?
Интернет всерьез и надолго вошел в нашу жизнь. Многие уже не представляют и дня без своей электронной почты, многочасового общения в чате или ежевечерней борьбы с очередным инопланетным монстром. Что уж говорить о детях, которые давно забыли, что такое футбол или «казаки-разбойники» всем двором. Современный ребенок теперь строит целые цивилизации, завоевывает мир и проезжает мимо реальности на красном «Феррари». Онлайн-игры, несомненно, развивают логику, быстроту реакции, но вместе с тем они могут затягивать, занимать все свободное время.
Взаимодействие ребенка с виртуальной реальностью все чаще и чаще беспокоит и родителей, и учителей. Иногда взрослые ставят вопрос радикально: стоит ли вообще знакомить ребенка с прелестями компьютерной жизни вообще и Интернета в частности? Ведь нередки случаи, когда игры засасывают пользователя настолько, что он не может представить себе другой жизни. Он ест, не отходя от клавиатуры, мало спит, его глаза покраснели от ежедневной нагрузки, а пальцы вечно ищут компьютерную мышку.
Вот реальный крик о помощи:
«С моим сыном творится что-то невероятное. Он пропал для реального мира. Его нельзя ни о чём попросить… никакой помощи родителям! О благодарности вообще молчу. Теперь он живёт только онлайн-играми и проводит за компьютером всё свободное время. В школе начались проблемы. Естественно, когда учить уроки, если надо пройти ещё 3 уровня любимой игрушки. Или как там это называется… А потом будет новая игра. Ужас. Я не знаю, что делать, как ему помочь. Недавно он попросил у меня денег. Сказал, что ему срочно надо «апдейтить» своего героя. Я попросила его человеческим языком объяснить, для чего-чего??? Оказалось, что его герою в игре надо залатать дыры в броне, купить несколько новых мечей, чтобы стать сильнее. «Какие дыры в броне?!» - говорю. – «А кто будет думать об аттестате?! Ведь выпускной класс». Уговоры и запреты не действуют. Слова родителей ничего не значат. Пытаемся бороться, компьютер выключаем – бойкот, уроки отказывается учить. Должен же быть какой-то выход!»...
В марте-апреле 2009 года Фонд Развития Интернет провел исследование «Интернет глазами детей и подростков мегаполиса», в котором приняли участие 188 московских школьников старших классов. Результаты исследования впечатляют. 60% всех опрошенных сообщили, что за один сеанс проводят в Интернете от 1 до 3 часов. 11% старшеклассников проводят в Сети от 3 до 5 часов за один сеанс. На основе этих данных исследователи рассчитали, сколько времени ребенок в среднем проводит в Сети в неделю. Если ребенок выходит в сеть 1-2 раза в день на 1-3 часа, то получается минимум 7 часов в неделю. Максимум – 42 часа. А если взять цифры от 3 до 5 часов за сеанс? В этом случае, в среднем по данным исследования, получается, что опрошенные дети проводят в Сети 24,5 часа в неделю – а это уже целые сутки. Если же учесть, что десятая часть 11-классников ответили, что проводят в сети по 5-10 часов за один сеанс, то время, проводимое ими в Сети, возрастает от 35 часов (минимум) до 70 (максимум) в неделю. Это значит, что в среднем в неделю подростки, давшие такой ответ, проводят во всемирной паутине более двух суток. При этом по данным опросов Фонда Общественного мнения среди школьников (старше 12 лет) в Сети наиболее популярны игровые сервисы: 45% опрошенных играют в сетевые игры.
По данным различных исследований, интернет-зависимыми является около десятой части пользователей во всем мире. Российские психологи считают, что среди российских школьников Интернет-зависимых может быть от 2% до 5% от общего числа пользователей.
Недаром во всем мире установлены временные ограничения работы за компьютером. Медики хорошо знают, что у всех компьютерщиков сильно понижен уровень лейкоцитов в крови – значит, повреждена защитная функция организма, ослаблена сопротивляемость заболеваниям. Причем эти исследования проводились среди взрослых, а как отражается долгое общение с Интернетом на здоровье ребенка? А что с ним будет в будущем?
Но помимо нанесения вреда физическому здоровью, интернет-игры наносят вред и психическому состоянию маленького игрока. Игры со сверстниками, поездки на природу, общение с родителями – все это становится скучно и неинтересно, ведь в виртуальном мире всё кажется намного ярче и динамичнее. Картина более чем печальная. Многие родители боятся, что подобное случится с их ребенком. Наверняка многие родители также задумывались и о той агрессии, которая выливается на ребенка. Во что, как правило, играют наши дети? Стрелялки, блуждалки – герои этих игр различные монстры и чудовища. И именно они становятся лучшими друзьями интернет-игромана. Как результат, ребенок переносит созданные образы и в повседневную жизнь и воспринимает окружающий мир как враждебный, страшный. Врачи именно этим объясняют увеличение в последнее время душевных расстройств у детей. Они говорят, что появилось очень много детей-невротиков, почти поголовно одержимых страхом. Этот так называемый "навязчивый страх" делает ребенка пассивным, забитым, нерешительным, или наоборот – агрессивным: ведь он пытается побороть страх, но как это сделать?
Часто попытки родителей оторвать сына или дочь от игры завершаются страшными скандалами, истериками, припадками – такова сила азарта. Отвлечь ребенка от телевизора легче: любой самый страшный фильм имеет конец. А азартная игра может продолжаться бесконечно: проиграв, хочется выиграть, а выиграв – закрепить успех. Происходит полнейшее духовное расслабление, хотя самому игроку (или тому, кто за ним наблюдает со стороны) порой и кажется, что он максимально целеустремлен, сосредоточен и спокоен. Это страшное и опасное состояние может захватить любого, кто позволит игре овладеть собой.
Любая азартная игра потакает темным сторонам натуры. Тем более опасно, если это происходит с детьми. …Умненький розовощекий мальчик сидит за столом. Прикусив губу и держа пальцы на кнопках сложной машины, он не сводит напряженного взгляда с экрана, на котором мелькают рисованные картинки. Мальчик занят игрой. Он дома, а не в подворотне. И на экране – ничего страшного или неприличного. Взрослых это устраивает. Они могут хоть каждые пять минут заходить и смотреть на своего ребенка. Но увидят только внешнее, только тело. А что происходит в это время с эмоциями, душевным состоянием маленького пользователя?
Происходит, в общем, то же, что при просмотре теле- или видеофильмов агрессивного содержания. Однако есть одна принципиальная разница. Специфика компьютерной игры делает человека не пассивным зрителем, а активно действующим лицом. И живет, действует он уже не в нашем, а другом, иллюзорном, мире. Мир же этот существует по примитивным и жестким законам, которым игрок вынужден подчиняться. Он принимает решения, уже предусмотренные для него. Так в сознании ребенка происходит программирование определенных навыков и нравственных стереотипов.
Что же именно происходит?
Во-первых, формируется положительное отношение к виртуальному миру, населенному «инопланетными» монстрами, вампирами, роботами-убийцами и т.д. Именно этот мир воспринимается ребенком как реальный.
Во-вторых, игры учат жить по законам этого нереального мира, где побеждает сильнейший, хитрейший, безжалостнейший. Человеческая личность в этом мире перестает что-либо значить; она воспринимается не как ближний, а как «условный противник» или «строительный материал». Ребенок попадает в сильно упрощенный мир, регулируемый несколькими четко сформулированными правилами, в любой «живой» человеческой деятельности требуется не набор алгоритмов, а творческая интуиция.
Помимо всего прочего, виртуальная реальность дает полную возможность составителям программ управлять психикой человека, программировать его поведение, образ жизни, мышления. И этой возможностью непременно кто-нибудь воспользуется – вряд ли это будет во благо человечества и каждой отдельной личности. Специалисты по детской психологии давно заметили, что ребенок более эмоционален, чем логичен; он запоминает чувства, а не факты. И порой впечатление от того или иного события, часто незначительного, остается на всю жизнь.
Однако у родителей есть реальная возможность поставить заслон агрессивной информации, активно распространяемой в сети Интернет. Существуют специальные программы-фильтры, которые можно установить на компьютер ребенка и ограничить его общение не только с игровыми ресурсами, но и с сайтами порнографического характера, социальными сетями, сайтами, пропагандирующими насилие, жестокость, экстремизм и т.п.
Например, один из лучших фильтров, созданных российскими разработчиками, и, соответственно, ориентированный именно на Рунет, - NetPolice. Особенностью его является обширная база интернет-ресурсов (сейчас в ней более 6 млн. записей и каждый день прибавляется по 2 тыс.). То есть, программа собирает информацию о сайтах и, в зависимости от их содержания, относит сайт к той или иной категории (корпоративный, новостной, социальная сеть, порнография, строительство и т.д.). Всего таких категорий 63 и, установив программу на компьютер ребенка, вы можете полностью заблокировать доступ, например, к игровым порталам и/или социальным сетям. Над категоризацией ресурсов одновременно с программными методами работает группа экспертов, сейчас в нее входит более 2500 человек. Есть также функция обратной связи: если вы являетесь пользователем фильтра NetPolice и не смогли открыть ресурс, который считаете полезным, вы можете сообщить о неверной категоризации, отправив сообщение разработчикам. После проверки сайта его категория может измениться.
Помимо блокирования доступа к опасным сайтам, программа позволяет установить ограничение по времени пользования компьютером, удаляет слова с ненормативной лексикой, предоставляет полные отчеты о том, куда заходил ребенок, может работать в «скрытом» режиме и имеет еще множество полезных функций.