Дополнительный метод комуникации аутичных детей
Многие родственники аутичных детей слушать даже не хотят об использовании картинок как методе разговора для их неговорящих или малоговорящих детей.
Самый частый аргумент - "аутёнок будет лениться и вообще откажется общаться, если научить его пользоваться карточками ".
И еще один - "если аутёнок будет пользоваться карточками , то это преостоновит прогресс разговорной речи".
И последний аргумент - "малыш с карточками смотрится странно на фоне сверстников, и это затруднит его интеграцию и общение".
Конечно, пользование изображений для разговора не является широко распространенным методом коммуникации нейротипичных малышей. Но, с другой стороны, и коммуникация и общение не являются самой сильной стороной людей с аутизмом.
Многие дети аутичного спектра практически не могут общаться и обращаться к родителям с просьбами, с жалобами, с желаниями поделиться впечатлениями, и так далее. Процесс диалога является достаточно сложным и абстрактным, и поэтому большинство детей аутистов затрудняются получить и понять эти навыки, так же, как и другие абстрактные понятия.
Остановитесь на секунду, и подумайте, что такое общение? Попробуйте определить это утверждение точными поведенческими определениями. Получилось?
Система РЕСS позволяет дать определение понятие "коммуникация" или "общение" способом, доступным ребёнку аутисту. "Коммуникация" - это обмен, для произведения которого обязан быть коммуникативный напарник. То есть ребенок, не может что-то сказать в воздух, и из ниоткуда появится то, что он хочет получить. Ребенок должен "обратиться" - приблизится к другому человеку, обратить на себя внимание, и донести свою просьбу доступным (для ребенка) и понятным (для партнера) способом. И после этого партнер предоставит ребенку то, что он просил.
Согласитесь, что аутичные дети далеко не всегда умеют это выполнить. Иногда малыш может бегать по комнате и кричать слова, вместо того, что бы приблизится и попросить. Иногда малыш сам будет пытаться достичь желаемого предмета, но не станет подходить и просить. Иногда ребенок просто закатит истерику, вместо того, что бы попросить. Иногда ребенок попросит, но взрослый его не понимает, т.к. у ребенка плохая артикуляция. Бывает что ребенок просит, стоя около родителя который делает что-то другое, и взрослый не слышит просьбу ребёнка.
Можно привести еще много разных жизненных ситуаций, но смысл один - как неговорящие, так и малоговорящие аутята должны вначале получить базисные навыки коммуникации для того, что бы общаться. И эти навыки есть возможность обучить посредством РЕСS.
Главные преимущества использования системы РЕСS:
1. РЕСS - это система, которая даёт возможность быстро получить первоначальные функциональные способности к коммуникации.
2. С помощью РЕСS есть возможность быстрее научить аутёнка проявлять инициативу и спонтанно говорить слова, чем с помощью обучения наименований предметов, голосовой имитации, или усиления взгляда.
3. Работая с РЕСS общение для ребенка с родными людьми становится более доступным и, таким образом, становится реальным генерализация приобретенных разговорных способностей.
Из этого следует что, аутята не "ленятся", когда не произносят слова и не общаются, они просто не умеют этого делать, и альтернативные методы общения, как РЕСS их этому обучают. Использование РЕСS не только не останавливает развитие разговорной речи, а наоборот, ускоряет его - благодаря парированию словесного и визуального стимула в процессе обмена. Да, ребенок с изображениями смотрится необычно, но лучше пусть аутёнок ведёт диалог с помощью изображений, и приобретает социальные навыки, чем молчит вообще. И последний довод, мы не можем знать, когда у неговорящего аутёнка начнёт развиваться разговорная речь - может через месяц, а может через год он произнесёт несколько слов, а может этого не произойдет вообще. И мы не имеем никакого морального права оставить малыша без возможности показать близким, что ему надо, что ему не надо, что он чувствует, и так далее.
Дополнительная информация по теме PECS Консультант по Прикладному Анализу Поведения (BCBA)