Об использовании Flash-анимации
Относительно недавно анимация на веб-страницах воспринималась как небольшое чудо. Максимум, что можно было увидеть - несколько меняющихся изображений в файле формата gif. Но с приходом в веб технологии Flash ситуация кардинально изменилась - на многих сайтах появились достаточно сложные движущиеся изображения, порой не уступающие по качеству традиционным мультфильмам. Разработчики сайтов вся чаще стали использовать данную технологию, причем Flash-фрагменты стали более сложными. Анимации менялись в зависимости от действий пользователей, выполнялись различные предопределенные сценарии. Дополнительное развитие технология Flash получила с включением ее поддержки практически во все современные браузеры. В настоящее время достаточно много дизайнеров не представляют себе современный веб-сайт без использования Flash, и, к сожалению, нередко забывают о негативных последствиях использования анимации.
Достаточно часто анимация вызывает у пользователей больше отрицательных эмоций, чем положительных, и этому есть несколько объяснений. Во-первых, засилье рекламы на телевидении заставляет многих людей резко отрицательно относиться к рекламе любого рода, а Flash-ролики очень похожи на телевизионную рекламу. Часто отрицательные эмоции возникают бессознательно, человек просто покидает сайт, разместивший много анимации, даже не задумавшись, почему он это делает. Кроме того, нередко в стремлении привлечь внимание пользователя, создатели рекламных Flash-заставок переходят разумные границы. Иногда реклама появляется поверх основного содержимого страницы, а убрать ее достаточно сложно, так как кнопка для закрытия расположена в неудобном месте и само изображение движется по экрану монитора. Конечно, внимание пользователя будет привлечено, но при этом его эмоции будут резко негативными. Если он не покинет сайт, разместивший такую рекламу, то только из-за уникального предложения на этом сайте. То есть данный сайт должен быть намного лучше конкурентов, чтобы, несмотря на доставленные неудобства, посетитель не покинул его и не ушел бы к конкурентам. В действительности большинство пользователей все же предпочтет конкурентов, не применяющих подобные методы.
Анимация, не перекрывающая другое содержимое, намного лучше, но и она нередко вызывает отторжение. У многих людей непрекращающееся движение на экране может вызывать сильное раздражение, а если это еще сопровождается музыкой, то раздражение значительно увеличивается. Вместе с тем короткие по времени изменения на экране, происходящие в ответ на действия пользователя, чаще всего вызывают положительный отклик. Но для таких изменений далеко не всегда необходимо использовать Flash, многое реализуется стандартными средствами HTML и CSS, возможно, с небольшим дополнением JavaScript. Неплохо воспринимается и небольшая анимация при первой загрузке страницы, но она должна прекратиться, когда посетитель приступит к чтению информации. Правда, такие анимации часто остаются незаметными, а дизайнеру хочется, чтобы его творение заметили абсолютно все посетители сайта.
Применение технологии Flash также значительно увеличивает размер веб-страниц, что приводит к увеличению времени загрузки. К сожалению, не все пользователи имеют широкополосный доступ в интернет, и посетителей сайта, использующих обычный модем, может быть достаточно много. Если огромная Flash-анимация расположена на главной странице сайта, есть вероятность, что часть посетителей покинет его, так и не дождавшись окончания загрузки. Кроме того, Flash не способствует поисковой оптимизации сайта. Хотя сегодня некоторые поисковые системы объявили о работе с файлами Flash, с HTML они работают намного лучше.
На некоторых сайтах Flash-анимация вполне оправдана. Если сайт распространяет какую-то полезную информацию, а доход получает за счет рекламы, то владельцам сайта важно привлечь внимание к этой рекламе. Пусть посетитель отвлекается от чтения информации, ведь деньги приносит именно реклама, и к ней нужно привлекать внимание, а основная информация служит лишь для привлечения посетителей на сайт. Точно так же анимация полезна на сайтах, созданных в рамках рекламной акции, так как они разрабатываются практически так же, как и телевизионная реклама. Если же сайт поддерживает бизнес коммерческой организации, на нем располагается важная информация о предлагаемых товарах и услугах. Отвлечение от этой информации означает потенциальную потерю клиентов, а значит и потерю доходов. Хотя иногда полезно привлечь внимание к какому-то определенному товару или услуге, но этого лучше достичь другими средствами, так как постоянная анимация мешает при изучении остальных текстов, а чаще важны несколько фрагментов страницы, а не один.
На сайтах, предназначенных для поддержки продаж товаров и услуг, не рекомендуется использовать постоянные меняющиеся изображения. Часто лучше вообще обойтись без Flash, но в некоторых случаях можно анимировать загрузку страницы и ответ на действия пользователя. Размер файла Flash должен быть не слишком большим, и страница должна корректно отображаться и при отключенной поддержке Flash. При реализации любой идеи в первую очередь следует использовать средства HTML и CSS. Далее следует попробовать обойтись JavaScript и только в случае невозможности решения задачи другими способами использовать Flash.
Андрей Коцюбинский, создание и поддержка сайтов