Как правильно заказать сайт? Защита интересов Заказчика!
Как-то один знакомый поделился со мной по секрету радостью.
У него есть небольшой, но прибыльный для своих масштабов бизнес - он помогает людям правильно оформлять заявления на получение загранпаспорта и еще несколько подобных документов, ошибки в которых приводят к потерям до нескольких месяцев на переоформлении. И ему в голову пришла идея, что этот процесс можно автоматизировать и оказывать услуги через Интернет - оформить в виде сайта. Вот он мне и похвастался, что заказал одной солидной студии разработку своего будущего сайта.
Тут надо сказать, что сам я по работе постоянно имею дело с разработкой сайтов и связанного с Интернет программного обеспечения. Через меня прошло довольно много договоров, и мне стало интересно, на что же "подписался" мой знакомый...
Документ, представший опытному взору, изрядно испортил мне прическу... У нас то компания крупная, и все договора прорабатываются крайне тщательно, проходя специалистов всех отделов, коих касается договор. А тут - ну просто косяк на косяке!
При чем, было понятно, что Подрядчик вряд ли осознанно пытался обмануть моего знакомого, так как там был ряд серьезных ошибок, противоречащих и его интересам. Просто это был "стандартный" шаблон договора, по-видимому, некогда найденный в Интернет, что на самом деле встречается очень часто.
Плохо проработанный договор означает нечеткую постановку бизнес-процесса у Подрядчика, что сделать на самом деле крайне трудно, так как разные проекты очень сильно отличаются по сложности и требованиям. Так работают многие веб-студии, но выдержать сроки и размер бюджета в проекте, рассчитанном на 3-4 месяца разработки с таким подходом просто нереально.
В сочетании с полным отсутствием опыта владения сайтом у моего знакомого, такой расклад мог привести только к одному исходу проекта - летальному. Но уже после того, как на него будет угрохано примерно пол миллиона рублей и около года работы. Поэтому я взялся ему помогать.
И дело совсем не в том, что бизнес-план плохой, а в том, что люди часто имеют лишь смутное представление о том, во что ввязываются. А потом начинают вылезать "нежданные трудности", коих в таком сложном проекта, как коммерческий веб-сайт, обычно бывает предостаточно. И отдача с сайта становится заметной лишь спустя несколько месяцев после начала активного его продвижения (рекламы). Все это очень быстро надоедает, и люди просто сдаются, решив, что затея с самого начала была глупой.
Так бы оно и произошло. Мой знакомый неоднократно выказывал желание похоронить проект. И его было довольно трудно переубедить, что процесс идет, что ошибки - это нормально, что пользователи не идут на сайт, потому что просто еще не знают о нем, и так далее. Но потихоньку ситуация стала улучшаться и заказы начали поступать... спустя почти год после начала работы!
Вся эта история навела меня на мысль, что абсолютное большинство Заказчиков коммерческих сайтов практически не имеют опыта в этом, что и убивает большинство отличных проектов. Ведь редко кто хотя бы раз в год заказывает новый сайт. А достаточный опыт приходит где-то после десятка проектов.
Подрядчики при этом, разумеется, соблюдают, прежде всего, свои интересы. Их редко волнует, выживет проект потом, или закроется. Главное - чтобы клиент заплатил. И ничего предосудительного в этом нет, бизнес - есть бизнес. Но как же тогда решить эту проблему?
На ум приходит одна очень простая и понятная всем аналогия: защита интересов в суде - адвокат! Хотя, конечно, можно защищаться и самому, но в суде это оказывается целесообразным крайне редко. И причина тому - точно такое же отсутствие опыта у подзащитного. Почему бы не использовать эту проверенную практику в нашем случае?
Владея всеми необходимыми знаниями и изрядным опытом, я сначала подумывал заняться этим делом самому, представляя интересы Заказчиков в их проектах. Но врожденная склонность к автоматизации всего, что не приколочено, победила, и моя идея воплотилась в сайте, на котором я постарался последовательно и простым языком описать все этапы коммерческого веб-проекта, от идеи до эксплуатации. Также на нем есть средства автоматизации, заметно облегчающие некоторые работы. Надеюсь, он Вам пригодится - ссылка в подписи.
Подведем итоги:
Чтобы повысить шансы успеха проекта, интересы Заказчика должен представлять опытный в деле сайтостроения и сайтовладения специалист, однозначно заинтересованный в этом. Но менеджер Подрядчика на эту роль никак не подходит, так как защищает интересы Подрядчика, который ему платит зарплату.
___ С уважением Петушков Сергей www.megalion.su