Главный Каталог Статей РФ
85978 авторов, размещено 47108 статей, сейчас на сайте пользователей: 127 Статистика
Аватар lexica

Нейминг

Категория:  Реклама  | Автор:  lexica | Опубликовано: 24.03.2008
Нейминг — умение давать товарам и компаниям звучные, адекватные и уникальные имена, которые способствуют их продвижению на рынке и становятся опорой сильного бренда. Это не просто талант, это во многом - плод особых знаний и широкой эрудиции. Развивать и укреплять способность к определенным навыкам обычно помогает профессиональное образование или специализированная литература. Как же стать экспертом в области нейминга в России? Данная статья посвящена обзору доступных сегодня образовательных ресурсов по неймингу.
Предыстория
Нейминг — это искусство. Искусство буквально одним словом охарактеризовать объект, придать ему особые привлекательные свойства.
Но нейминг — это еще и наука. Наука о том, как дать объекту — будь это товар, услуга или компания, — яркое, запоминающееся и привлекательное название, которое сможет гарантировать ему покупательскую лояльность и определенным образом позиционировать его в сознании потребителя. Сегодня нейминг — это целая дисциплина, объединившая в себе знания по лингвистике, психологии, маркетингу и другим наукам.
Не вдаваясь подробно в историю нейминга, заметим, что его база была заложена в Америке в конце 19-го века, когда борьба за потребителя приобрела очень масштабный размах. Повышенное внимание к неймингу со стороны маркетологов, потребность в профессиональных услугах по неймингу, за которые компании с каждым годом готовы были выкладывать все большие суммы — все это стало причиной серьезного углубления теории нейминга и его методологии. К проблеме подключились специалисты самого разного профиля, которые все тщательнее разрабатывали технологию нейминга. Было выпущено множество книг и статей, где разъяснялась суть нейминга, анализировались существующие названия, приводились способы эффективного «имяобразования».
Интересно, что внимание к неймингу существовало и в Советском Союзе, но было не так выражено в силу политико-экономических особенностей. Показательной может служить публикация статьи В. Тренина в журнале «Новый Леф» в феврале 1928 года. В ней исследователь рассматривал происхождение названий различных советских продуктов, указывал на множество несоответствий и неблагозвучий и призывал к более рациональному «имятворчеству». Эта достаточно интересная и вполне актуальная статья о советском нейминге доступна к прочтению по адресу www.ruthenia.ru/sovlit/j/3329.html
Современность
В современной России нейминг приобретает все большую популярность и востребованность. Если еще совсем недавно никто даже подумать не мог о том, чтобы платить за название, то уже сегодня за профессиональный нейминг отечественные компании готовы выложить немалую сумму. Но если заграничные «неймеры» опираются на достаточно богатый опыт, серьезные традиции нейминга и массу специальной литературы, то их российским коллегам приходится сложнее. Нейминга как «двигателя торговли» у нас никогда не было, он решал политико-пропагандистские или социокультурные задачи, поэтому пришлось срочно переносить зарубежный опыт на российскую действительность, адаптируя его «по ходу пьесы» или же срочно «изобретать велосипед».
Надо признать, что тема нейминга в России пока освещена крайне скудно. Отечественный рынок не балует нас обилием информации о нейминге и выдает ее по крупицам. О специальном образовании пока даже речь не идет, на данном этапе все ограничивается крайне редким выпуском книг по неймингу, статьями в специализированных журналах и на интернет-ресурсах. Иногда слово нейминг можно встретить в учебнике по маркетингу. Так где же конкретно сегодня можно найти информацию о нейминге на русском языке?
Книги по неймингу
Полноценными книгами по неймингу на русском языке сегодня можно назвать три переводных издания:
«Нейминг: как игра в слова становится бизнесом» Алекса Френкеля,
«Торговая марка: как создать имя, которое принесет миллионы» Генри Чармэссона,
«Brand. Рождение имени. Энциклопедия» Бернара Гали

Это практически все, чем сегодня богат отечественный рынок нейминг-литературы.
Книга Алекса Френкеля «Нейминг: как игра в слова становится бизнесом» — это не учебник по неймингу, а описание рабочих моментов нейминга на конкретных, совершенно реальных примерах. Френкель достаточно подробно рассматривает появление названий пяти известнейших брендов — BlackBerry, Accenture, Viagra, Porsche Cayenne и IBM e-business, раскрывая изнутри кухню нейминга, показывая рабочие моменты, когда тысячи слов проходят жесткий отбор прежде, чем одно из них удостоится «главного приза» — быть Именем. В книге нет строгой методики нейминга как таковой, она не приводит технологию разработки названия, а скорее подсказывает нужное направление и задает рабочее настроение. Теория нейминга растворена в достаточно увлекательных историях, написанных живым доступным языком. Френкель определенным образом поэтизирует нейминг, возводя его в ранг искусства — искусства не только подобрать подходящее слово, но и убедительно представить заказчику плод своего труда. Правда, надо заметить, что собственное нейминговое агентство Френкеля благополучно прогорело, после чего и появилась на свет его книга. В «Нейминге» Френкеля вы найдете скорее не секреты мастерства, а просто увлекательное произведение.
«Торговая марка: как создать имя, которое принесет миллионы» Генри Чармэссона — это проработанная теория нейминга, подтвержденная множеством реальных примеров. Книга дает конкретные методики создания сильных имен, изобилует полезными советами и проясняет смысл ряда терминов. «Торговая марка» — это практический учебник нейминга. Но Чармэссон предупреждает: чтобы стать профессиональным неймером, недостаточно знать «голую» технику, нужно быть высокообразованным человеком, разбираться в лингвистике и маркетинге, знать языки, обладать изощренной логикой и образным мышлением. «Торговая марка» Чармэссона весьма убедительно демонстрирует, насколько важным и сложным является нейминг и почему за хорошее название фирмы готовы выкладывать сотни тысяч долларов.
Книга по неймингу известного французского лингвиста и писателя Бернара Гали «Brand. Рождение имени. Энциклопедия» впервые была опубликована в Париже в 1997 году и имела большой успех. В ней рассказано о происхождении более шестисот известных брендов: Cadbury, Danone, Knorr, Reebok, Scotch, Todd’s, Coca-Cola, Lego, Volvo, Canon, Sony и многих других. Эти названия знаменитых торговых марок одинаково пишутся, похоже произносятся на всех языках и имеют одно и то же значение. Многие из них уже стали нарицательными, что является пределом мечтания всякого Имени, претендующего на звание успешного бренда. Бернар Гали в своем исследовании убедительно иллюстрирует следующий факт: удачный нейминг может принести владельцам миллионы, в то время как неудачный бренд часто приводит к рыночному провалу.
Вопросы нейминга рассматриваются также в книге Бойетов «Гуру маркетинга», однако сама книга посвящена все же маркетингу, а не неймингу.
При огромном разнообразии отечественных книг по маркетингу, тема нейминга в них затронута очень слабо — ей посвящают, в основном, несколько абзацев, полноценных же книг по неймингу от российских авторов, к сожалению, пока нет. Связано это, надо полагать, с весьма малыми пока объемами рынка нейминга и не до конца еще преодоленным нежеланием отечественных компаний вкладывать средства в эту сферу.
Больше внимания уделили неймингу Валентин Перция и Лилия Мамлеева в своей книге «Брендинг. Курс молодого бойца». В издании, а также на прилагаемом к нему компакт-диске, можно найти статьи о нейминге и шаблоны нейминговых брифов. Книга, по сути, является первым практическим руководством по разработке брендов. В ней авторы излагают проверенную в течение 5 лет на более чем 200 проектов методику пошагового создания работающего бренда. Авторы стремились превратить процесс создания бренда из «творчества», которое невозможно контролировать и направлять, в «технологию», дающую реальный результат.
Российские авторы пишут про нейминг пока только статьи, которые порой появляются в периодических печатных изданиях — специализированных журналах по маркетингу, рекламе, пиар. Это журналы «Маркетинг», «Рекламные идеи», «Рекламные технологии», «Identity», «Новости торговли» и другие подобные СМИ. Уследить за появлением этих статей - «редких птиц», конечно же, достаточно сложно.
Тем же, кто желает получить «все, и побольше» остается учить английский язык и обращаться к весьма внушительному списку зарубежной литературы. Ну, или дожидаться ее перевода.
Интернет-ресурсы по неймингу
Если с книгами о нейминге в России дело обстоит туго, то интернет предлагает большее разнообразие. При желании в сети можно «накопать» достаточно много интересного материала по неймингу. Основная проблема заключается в том, что сайты и порталы часто копируют друг у друга статьи, в результате чего они просто повторяются, да так, что источник определить вообще затруднительно. Но главное — информация о нейминге есть, и она вполне доступна.
Самый интересный и познавательный ресурс – encnaming.ru – «Энциклопедия Нейминга». Здесь можно найти массу полезных статей, законов, новостей в этой области.
На нашем сайте www.lexica.ru также можно найти статьи о нейминге, а также аналитические материалы по неймингу.
На сайте Brandmarket вы найдете множество статей о брендинге и нейминге, а также рецензии на книги по данной тематике.
Сайт Naming полностью посвящен неймингу и предлагает неплохую подборку материалов по этой теме.
Retail — библиотека этого ресурса предлагает огромное количество материалов по самой различной тематике, в том числе - брендингу и неймингу.
Pertsiya — персональный сайт известного маркетолога Валентина Перция, где можно «поживиться» статьями по брендингу и неймингу. Также полезно зайти на блог о нейминге, который поддерживает компания Перции BrandAid
Новости компаний, в том числе и о новых разработанных названиях, переименованиях, ребрендингах ежедневно публикуются на портале Sostav
К неймингу имеет непосредственное отношение сайт Analizfamilii, на котором можно произвести фоносемантический анализ любого слова (в частности, имени, названия) — то есть, анализ его звукового воздействия на человека. В результате анализа вы получите набор значений, характеризующих слово с точки зрения его звукового восприятия. Однако надо понимать, что фоносемантический анализ дает однобокое описание и не учитывает такие важные факторы, как значение слова и связанные с ним индивидуальные ассоциации. Поэтому основывать нейминг на фоносемантическом анализе не стоит, он может лишь дать дополнительную пищу для размышлений.
Грядущее
Все говорит о том, что интерес к неймингу в России стабильно растет. На рынке появляется все больше компаний, нуждающихся в услугах нейминга и готовых вкладывать финансы в разработку названий — для себя или своего продукта. Увеличивается и число организаций, предлагающих профессиональный нейминг. Все это создает благоприятную почву для исследований в области нейминга, появления не только грамотных статей, но и полноценной учебно-методической литературы, адаптированной под российскую действительность. Нейминг растет и развивается.


Lexica naming
Комментарии
К этой статье пока нет комментариев. Станьте первым! У нас гости не могут комментировать статьи. Пожалуйста авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы прокомментировать.
Интересные статьи по теме
Аватар tablechka
Информационные стенды в школах Стенды в школах выполняют две основные функции – обучающую и информационную.Начнем с первой – обучающей. Обучающие стенды вовлекают учеников в процесс обучения. Они располагаются в классах и несут об...
Категория: Реклама | Автор: tablechka | Добавлено: 02.03.2011
Аватар boverde@mail.ru
Слоган - маяк для компании Призван сформировать солидный позитивный имидж фирмы в сознании широкого круга людей - СЛОГАН...
Категория: Реклама | Автор: boverde@mail.ru | Добавлено: 26.04.2010
Аватар riword
Разработка проекта выставочного стенда Заказывая выставочный стенд, не пожалейте времени на тщательный предпроектный анализ. Провести точный анализ не так легко, но важно уже на предварительном этапеэффективно сформулировать техническое за...
Категория: Реклама | Автор: riword | Добавлено: 06.01.2009
Аватар Ольга  Александровна
Значение полиграфической открытки в жизни современного человека Вот уже не одно столетие для выражения своих чувств и проявления симпатии люди используют открытки. Именно открытки помогают поздравить человека, проявить уважение по отношению к нему, объясниться в...
Категория: Реклама | Автор: Ольга Александровна | Добавлено: 15.10.2009
Аватар Alex03
Информационный стенд - отличный способ донесения полезной информации Унификация, единообразие, презентабельный внешний вид и фирменный стиль рекламных и информационных средств, и рациональность способов по доведению сведений и информации до населения, таких как информа...
Категория: Реклама | Автор: Alex03 | Добавлено: 08.05.2011
Лучшие авторы
Аватар mmz
mmz
Проектирование и производство станочного оборудова...

Читать

Аватар Ludmila80
Автор нескольких блогов для женщин.

Читать

Аватар Компания Антарес
Менеджер компании "Антарес"

Читать

Аватар georgi58
Человек простой, кто бы хотел научится любит всех.

Читать

Аватар itarget1
imaginationtarget.info - IT, блокчейн, криптовалют...

Читать

Свежие комментарии
Нормальная тема.

Читать

Талантливый человек талантлив во всём! Будь как Паша! А ещё ты можешь ...

Читать

Можно выбрать.

Читать

Ой, шутник.

Читать

https://priornews.ru/zastrojshhik-iz-hmao-sravnil-ufas-s-prestupnoj-gr...

Читать

Напишите нам