- Ребе, мне так плохо, жена не радует, дети в школе плохо учатся, бизнес не клеится, подскажите что делать.
- Напиши плакат “Так будет не всегда” и повесь его над входом в дом.
Проходит месяц, счастливый еврей приходит к раввину и говорит:
- Всё наладилось и в бизнесе и с женой всё хорошо, дети пятёрки стали из школы приносить, может быть снять табличку?
- Да пусть пока ещё повисит.
Люди не верят в изменения. Так уж они устроены. Если все плохо – то непонятно, как может стать лучше. Если все хорошо – то даже не верится в то, что может что-то измениться. Если небо чистое, а ты говоришь человеку: «возьми зонтик» - в 90% случаев он тебя не послушает.
Почти через месяц после того, как лопнули крупные банки, и с ипотечного кризиса в США начался финансовый кризис, многие офисные сотрудники продолжали говорить – да все это ерунда, верхушку затронет, а нас не коснется. Пошли первые увольнения – то же самое, - «это увольняют балласт, их бы и так через некоторое время выгнали». И пока кризис не коснулся так или иначе каждого второго жителя – он останется в сознании «пугалом», еще слишком далеким, чтобы предпринимать какие-то действия.
А когда он коснется – предпринимать что-либо будет поздно. Потому что машина экономики и государства – инерционна с точки зрения подготовки и мгновенна с точки зрения результата. Можно долго лепить скульптуру, но закончена она будет в один момент последнего штриха мастера. И так же долго можно ездить на машине, но сломается она моментально в один прекрасный момент.
Так что же означает кризис в США? Сколько времени еще проедет эта американская машина на долларовом топливе? Сейчас еще все верят в доллар, в то, что он останется крепкой мировой валютой. Но так ли это?
То, как едет машина, зависит от механика и водителя.
Куда – от хозяина. Как такси. Кто платит, тот и музыку заказывает.
Так уж мир устроен, что миром правят деньги, и именно деньги на самом деле являются топливом для мировой экономики. Механик и водитель – это, например, президент, который определяет внутреннюю экономику страны (чинит машину), и определяет ее внешнюю политику (куда едем).
Но кто-то точно платит за бензин – выпускает доллары и впрыскивает их в экономику. И говорит при этом – ничего, едем пока, потом рассчитаемся.
И в основном деньги представлены долларом. В долларах проводится 70% международных расчетов, в долларах покупается реальное топливо – нефть, в долларах выдаются кредиты, и к доллару привязано множество более мелких национальных валют.
На данный момент США производят около 20% мирового ВВП. А потребляют около 40%, то есть в два раза больше. Таким образом, вся экономика в целом «высасывает» мировые ресурсы и занимает денег еще и еще, чтобы жить на привычном уровне обеспеченности.
далее Как пережить кризис...