Восстановление кадрового делопроизводства. Ведение кадрового делопроизводства. Управленческие аспекты.
Категория: Консалтинг
| Автор: legal
| Опубликовано: 04.04.2010
- процедуры взаимодействия с государственными органами;
- процедуры взаимодействия с контрагентами;
- процедуры взаимодействия с работниками.
Предметом настоящей статьи являются последние по порядку, но не по значимости процедуры взаимодействия с работниками.
Взаимодействие с работниками делится в свою очередь на две составляющих:
- элементы вербального (устного) общения;
- элементы документального оформления.
Вербальное общение зависит, в первую очередь, от подобранного работодателем топ-менеджмента, от того, какие навыки имеет руководство в общении с людьми, насколько хорошо умеет доносить свои мысли до подчиненных, ставить задачи, воздействовать на работников психологически. Этот элемент находится полностью на совести собственника бизнеса, который, как правило, самостоятельно подбирает людей на руководящие позиции, а, следовательно, сам и ответственен за их работу.
Более поддается контролю и систематизации второй элемент – документальное оформление. Правильно разработанные формы документов по взаимодействию с работниками дают возможность четко поставить задачи, четко понимать, кто и за что ответственен, кто и что выполняет. Если понимание этих важнейших по сути вопросов имеется, то есть с кого спрашивать в случае невыполнения работы, есть, кого лишать премии или наоборот премировать в случае успеха.
Со всеми принятыми и вновь поступающими работниками необходимо оформлять (или ознакомлять) следующие документы:
- трудовой договор;
- приказ о приеме на работу;
- должностная инструкция;
- договор о полной материальной ответственности (по ответственным работникам);
- правила внутреннего трудового распорядка;
- положение об оплате труда;
- положение о порядке работы с персональными данными работников;
- положение о коммерческой тайне;
- личную карточку Т-2;
- и т.д.
В последующем необходимо оформлять приказами, соглашениями и прочими необходимыми документами все движения работников – перемещения, переводы, увольнения. При каждом переводе или перемещении трудовая функция работника несколько видоизменяется, что требуется надлежаще оформлять, чтобы работник понимал, какова его новая зона ответственности, какие связи и взаимодействия по должности он должен осуществлять.
Процесс формирования этого пакета документов на каждого работника, отслеживания своевременности их оформления, называется ведение кадрового делопроизводства, или ведение кадрового учета, или просто кадровый учет.
В случаях, когда компания функционирует уже некоторое время, а указанные документы работниками не оформлялись по тем или иным причинам (не было времени, не хотелось этим заниматься, не было понимания, как и что оформлять и т.д.), а в какой-то момент компания приходит к решению, что документы необходимо оформить, требуется провести аудит кадрового учета/документации (найти и изучить пробелы в документации), восстановление кадрового учета, восстановление кадрового делопроизводства за прошедший уже со дня основания период и дальнейшее ведение.
К сожалению, многими работодателями ведение кадрового учета и восстановление кадровогоучета воспринимается, как обременительная обязанность, которая обусловлена необходимостью отбиваться от возможных проверок Рострудинспекции или Прокуратуры.
Специалисты всегда делают акцент и обращают ваше внимание на то, что ведение кадрового делопроизводства, необходимо, в первую очередь, для самого работодателя! Правильно разработанные формы локальных нормативных актов и иных документов, подписываемых работниками, призваны четко разграничить обязанности работников, наладить документооборот внутри компании, назначить ответственных, определить формы отчетности, определить показатели дляпремирования/депремирования и т.д.
Сужая значимость кадрового делопроизводства до предотвращения ответственности перед государственными органами работодатель лишает себя важнейшего инструмента управления и организации работы, тратит денежные средства на формальные бумажки, тогда как эти «бумажки», будучи правильно составлены, помогли бы увеличить эффективность работы предприятия, дать базу и структуру для дальнейшей работы, избежать дублирования обязанностей, «белых пятен» в должностных обязанностях, хаоса в управлении.
С уважением, Приходин Сергей Александрович.
Автор, Приходин Сергей Александрович, является кандидатом юридических наук, имеющим более чем 10-летний стаж в юридической работе, в том числе, по трудовому праву. Дополнительные ссылки по теме: Ведение кадрового делопроизводства, учета Восстановление кадрового делопроизводства, учета, документации