Франчайзинг в Германии
Категория: Консалтинг
| Автор: aza
| Опубликовано: 16.01.2009
Германская ассоциация франчайзинга DFW (Deutscher Franchise Verband e.V.) была основана еще тридцать лет назад в 1978 году. Целью этой организации было поощрение и поддержка этого бизнеса. В настоящее время ассоциация насчитывает около 250 членов. Сейчас ассоциация активно поддерживает первую немецкую школу франшиз-менеджмента (Franchise-Managerschule) Вильгельма Кнаппа в Вайльбурге. Школа делает акцент на франчайзинге, а ее выпускники получают авторитетные государственные дипломы бизнес-экономистов.
Особенность франчайзинга в немецкоязычном пространстве Европы (Германия, Австрия, Швейцария, Лихтенштайн) в том, что для него не существует специального законодательства. Однако это не значит, что в этой сфере царят свобода с анархией. Большой опыт заключения партнерских контрактов, достаточно сильно укрепил юридическую базу франчайзинга.
Регулирующими механизмами выступают совокупность правовых норм, регламентирующих ведение конкурентной борьбы, положение об охране товарных знаков и трудовое право. Именно эти три юридических механизма определяют и структурируют немецкий франчайзинг.
Договоры могут и должны меняться от сферы к сфере, однако для одного и того же бизнеса всегда создается один и тот же договор, соответствующий европейскому кодексу чести (представьте, в Европе это все еще актуально). Этот договор является действительно чрезвычайно важным документом и регулирует деловые отношения партнеров. Создание договора очень внимательно координируется с важнейшим постановлением Еврокомиссии о всех запретах: договор ни в коем случае не может не соответствовать законоположениям Евросоюза.
В мире немецкого франчайзинга важным событием являются бизнес-выставки «Start». Эти выставки открывают большие возможности для обмена новостями, опытом, контактами. Каждую весну «Старт» проходит в Бремене, а каждую осень в Эссене на Рейне. А в Штутгарте каждые 2 года устраивают выставку франчайзинга New Come. Владельцы фирм и франшиз и их потенциальные партнеры ищут и находят друг друга.
Кстати, почему бы не попробовать себя на Старте и вам?
Австрия – не то, чтоб сателлит Германии, но ее экономика сильно зависит от немецкой, так что и в этой области можно найти много общего.
Процесс, с позволения сказать, «франшизации» Австрии начался в 80-е годы и продолжает динамично развиваться. Если в конце 80-х насчитывалось около 500 франшиз, то к 2002 году их количество доросло почти до 5000. В промышленной сфере, а также в сфере услуг и производства франшиз-компаниями было создано почти 80 000 рабочих мест. Как вы понимаете, для экономики и социального уровня жизни это значит очень многое.
В Австрии, как и в Германии, нет отдельного закона. Франчайзинг регулируется общеправовым действующим законодательством. Однако, интересная деталь: с 1 января 2006 франшизные соглашения не должны регистрироваться в Антимонопольной службе (в Австрии это красиво называется Картельная служба: Kartellamt). Понятно почему: сама структура франчайзинга принципиальна антимонополистична и живет только при наличии здоровой конкуренции. И нужно было приобрести уже достаточно богатый опыт в этом бизнесе, чтобы это по-настоящему оценить.
Официально франчайзинг поддерживается ÖFV – Австрийской Ассоциацией по франчайзингу (Österreichischen Franchise Verband). Она была учреждена в 1986 году при инициативе Европейской ассоциации по франчайзингу. ÖFV ожидает к 2010 году, что бизнес вырастет на 5% и принесет еще 20 000 рабочих мест.
Австрийский бизнес-гезельшафт также активно дискутирует и обсуждает франчайзинг, приобретающей все большую актуальность в современном мире. Проводятся ежегодные рабочие семинары и конференции учредителей компаний и молодых предпринимателей заседаний. Эти встречи дают очень много информации об этой ветви бизнеса и проблеме экономической независимости. Независимость абсолютная: если уж вы завели франшиз-фирму, на работе не поспишь, как чиновник – вечный герой немецких и австрийских анекдотов.
Как нам представляется, между Австрией и Россией – в политическом и экономическом отношении – существует достаточно много общего, поэтому опыт австрийских бизнесменов, успешный и тернистый, будет наверняка вам небезынтересен и небесполезен.
www.azfra.com