Малиновый бизнес
Малиновый бизнес пока хорошо развит только в Европе.
Но малина уже производится в 37 странах по всему миру на площади около 80000 гектар, со средней урожайностью около 80-100 центнеров с гектара.
Как правило, в зимние месяцы магазины предлагают малину, по цене для потребителей $ 8.00 - $ 10.00 за 0,5 кг.
Но спрос на этот лечебный продукт превышает возможности сельхозпроизводителей в 5-6 раз.
Основные производители малины (в % от мирового производства)
1. Россия - 24%
2. Сербия и Черногория - 23%
3. США - 13%
4. Польша - 11%
5. Германия - 7%
6. Украина - 5%
7. Венгрия - 4%
8. Канада - 3%
9. Великобритания - 2%
10. Франция - 2%
А в самом подходящем месте, для выращивания малины, в регионе с самым большим числом солнечных дней в СНГ, - в южном Казахстане, производство малины сократилось на 95%, о крупных производителях малины вообще давно не слыхать.
Такое положение объясняется отсутствием специалистов, посадочного материала и большими затратами на начальном этапе возделывания этой культуры.
Но во времена Советского Союза, некоторым более развитым казахстанским совхозам, имевшим хорошую финансовую базу и опытных руководителей, удавалось заложить по 1-2 га., под возделывание этой высокоприбыльной культуры и получать до 85 центнеров малины с гектара.
При этом необходимо учесть, что в совхозах возделывались обычные сорта малины. Так как отсутствовала практическая возможность приобрести в больших количествах посадочный материал "ремонтантных" сортов, превосходящих по урожайности обычные сорта малины, в 2-3 раза, не подверженых болезням и вымерзанию.
Хотя в с. Чиркино Чимкентской области до 1991 года проживал, тогда ещё мало известный единственный специалист по выращиванию ремонтантной малины в южном Казахстане, который мог осуществить поставку посадочного материала за 1 год на несколько гектар. Зовут его Анатолий Григорьевич, он 25 лет занимался улучшением ремонтантных сортов малины для условий южного Казахстана.
Тогда была упущена реальная возможность Казахстана стать мировым лидером по производству малины.
Но, учитывая существенно не изменившиеся климатические условия, в Казахстане и теперь есть теоретическая возможность наверстать упущенное.
Особенно если учесть факт того, что в южном Казахстане оплата труда в сельхоз предприятиях ниже европейского уровня в 5-6 раз (12-13 тыс. тенге), стоимость посадочного материала ниже в 8-10 раз (500-700 тенге) и низкая стоимость энергоносителей, то естественно и прибыль казахстанских сельхозпредприятий довольно предпочтительней европейских.
Не маловажный факт того, что малина самообновляющаяяся культура, дающая урожай с первого года после посадки и поэтому при правильном возделывании куст малины, без пересадки на свежие земли, даёт стабильную прибыль до 30 лет.
После 30 лет достаточно переместить куст всего лишь на 0.5 м. в сторону и можно продолжать получать прежнюю прибыль.
Не сложный подсчёт затрат показывает, что разовая высадка 8000 корней на 1 га., стоимостью около 30 тыс. дол., ремонтантной малины на юге Казахстана, способна обеспечить ежегодный стабильный доход до 80 тыс.дол. в год, в течении 30 лет, что составляет минимум 2 мил.400 тыс. долларов только с 1 га.
Затем полметра в сторону и уже не закупая посадочный материал, снова 2 мил.400 тыс.
С учётом ощутимых сложностей в получении субсидий и кредитов, половина которых может уйти на дачу взяток за оформление, а также учитывая факт того, что государство Казахстана возмещает всего около 40% затраченных средств на производство приоритетных сельхозпродуктов, очень и очень не скоро будет занята эта ещё неосвоенная ниша в бизнесе.
Так что "малиновый король" в Казахстане, думаю появится не скоро и повезёт тому, кто успеет вовремя сообразить, найдёт специалиста, посадочный материал ремонтантных сортов малины и деньги.
Причём будущему "малиновому королю" необходимо будет учесть тот факт, что начать "малиновый бизнес" необходимо быстро, как минимум с 1 га. плантации.
Так как в случае медленного развития бизнеса, неизбежно появится конкуренция, и преобладание одного производителя продукта на рынке малины Казахстана может быть утрачено до наступления полной фазы конкурентоспособного лидерства.
Тогда как рынок насыщенный продуктом одного производителя, с дефицитом специалистов по производству малины и высокая стоимость первоначальных затрат, не будет столь привлекательным для начинающих бизнесменов как сейчас, когда рынок малины испытывает дефицит продукта с ниже европейской себестоимостью.
Желаем удачи Вам бизнесмены!