Кто изобрел автомобиль?
Такой вопрос поставлен не случайно, хотя мы знаем год его рождения (1986 года отмечали век авто). Официально изобретателями определены немцы К. Бенца и Г. Даймлера. Они первыми спроектировали, построили и запатентовали трудоспособные машины с двигателями внутреннего сгорания. В России начал автомобилестроение самодвижущийся экипаж Е. Яковлева. Тем не менее, наверное, не каждый знает, что претендентов на изобретателя машины с двигателем внутреннего сгорания было 400. Хотя далеко не все, лишь пять-шесть могли считаться настоящими открывателями, однако каждый из них определенной мерой причастный к изобретению конструкции, которой довелось жить к нашим дням.
Одним из предшественников нового двигателя считается тележка Ривса, сконструированный по принципу действия пистолета. 1807 года даже получил патент на свое изобретение. Отставной майор швейцарской армии давно призадумался над тем, как стреляет пистолет. Он размышлял: порох, который сгорает, с огромной энергией выталкивает снопу из ствола. Значит, пороховая сила способна выполнять любую движущую работу, даже тогда, если вместо шара приладить поршень. Он благодаря этому будет ходить вперед-назад, а там уже, как говорят, дело техники. Так было и создано знаменитый предвестник современного авто, который, к сожалению, нигде не сохранился, лишь за чертежами его воссоздали в нескольких экземплярах.
Конечно, порох отнюдь не мог служить горючим для будущих легковых или грузовых машин - его просто не хватит. Но, же идея подсказана! А когда еще и воспользоваться опытом паровых котлов? Изобретатели быстро поняли: нужно иметь резервуар, в котором можно сжигать газ. Первым приходил к этому выводу французский механик Етьен Ренуар, который 1860 года построил газовый двигатель. Извне он напоминал паровую машину, но по принципу действия это уже был фактически ДВЗ - двигатель внутреннего сгорания. Поскольку смесь светильного газа и воздуха треба было сначала зажечь, он вкрутил в крышку цилиндра две электрические свечки. Только 1/25 теплоты газа, который сгорел, выполняла полезное действие, а сдача шла в атмосферу. Возникли проблемы с охлаждением. За час тратилось около 120 кубических метров воды, а температура газов доходила до 800 градусов. Эти технические осложнения Ренуару не удалось преодолеть, и его ДВЗ быстро забыли бы, если бы не Николаус Отто, немецкий изобретатель. Через год он сделал попытку воссоздать двигатель французского механика. И вдруг Отто постиг, что нужно применить предыдущее сжатие смеси. Изобретатель на протяжении многих лет проводил опыты, эксперименты и в 1876 году сделал двигатель с коэффициентом полезного действия 0,15. Это уже большой шаг вперед сравнительно с Ленуаровим двигателем - ведь тот достиг коэффициента полезного действия лишь 0,04. Двигатель Отто назвали четырехтактным, так как рабочий цикл в нем осуществлялся на протяжении четырех ходов поршня и соответственно двух оборотов коленчатого вала.
Невиданная победа?! Открытие автомобильной эры?! Нет, выданный патент Отто 1889 года было аннулировано. Буцімто четырехтактный цикл еще раньше обгрунтував француз Л. Так как де Роша. После смерти немецкого изобретателя к нему поворачивается пальма первенства, и с того времени подобные двигатели будут называться в Германии « Отто-Моторами». Но « Отто-Мотор» еще не был двигателем внутреннего сгорания. Снова, как и много предыдущих конструкций, на всем пути эволюции автомобиля у него проявлялись существенные технические несовершенства. Для него треба было делать громоздкий генератор газа, увеличение числа оборотов приводило к перебоям и быстрому износу золотника. Итак, газовый двигатель Николауса Отто для автомобиля не подходил, зато в стационарных условиях он прислужился хорошо. Технические специалисты аж теперь нащупали кончик ниточки, с помощью которой можно размотать клубок автомобильной загадки. Этот поисковый путь был длинный и противоречивый. Он проходил через примитивное колесо древних скифов, самокату Кулибина, «Огненная телега» Кюньйо, тележка Ривса, конструкции Гернея и семейства Болле... Ключ к открытию авто - предка,с овременных модерных легковых автомобилей - был в жидком горючем!
Материал предоставлен сайтом; и