Выставки современного искусства
Биенна́ле (лат. bis «дважды» + annuus «год») — художественная выставка, фестиваль или творческий конкурс, проходящая раз в два года.
Самая известная биеннале и самая старинная — Венецианская, — существует с 1895 года. После нее подобные выставки начали появляться и в других городах: в Сан-Паулу (1951 г.), в Касселе (1955 г.), в Париже (1959 г.), в Сиднее (1973 г.). А в 1980 – х мир охватил «биеннальный бум»: выставки стали проходить и в Гаване, и в Стамбуле, и в Шардже, и в Санта-Фе, в Лионе, в Ливерпуле, в Берлине, в Йоханнесбурге, в Кванджу, в Шанхае, в Москве и др.
Сейчас по всему миру насчитывается около 150 выставок биеннале.
1951 год. Сан-Паулу.
Павильон был построен Сицилло Матараццо в парке Ибирапуэра по проекту архитектора Оскара Нимейера и сделан по образу Венецианского биеннале. Создатели хотели повторить ее успех, и практически полностью скопировали знаменитую биеннале.
1955 год. Kassel. Documenta.
Кассель – город со старинными замками, место, где в свое время жили и трудились Братья Гримм.
В 1955 году в этом городе проводился садоводческий форум, и Арнольд Боде предложил также провести выставку современного искусства и объединить эти два события. Он хотел задокументировать все, что было недоступно во время третьего рейха — в то время все от Кандинского и до Шагала искусством не считалось, — и хотел стереть из памяти позорную выставку 1937 года «Дегенеративное искусство».
Эта биеннале, названная Documenta, проводится в музее Фридерицианум. Она была первой, на которой работы вышли за пределы здания. Некоторые из них до сих пор находятся в городе.
Например, «Вертикальный километр земли» поставленный в 1977 году Уолтером де Марией — это гвоздь, забитый посередине площади перед Фридерицианумом диаметром 5 сантиметров и длиной в один километр. Сейчас на поверхности видна только шляпка гвоздя.
Или проект Йозефа Бойса, начатый в 1982 году, по которому он должен был посадить 7000 дубов, как начало озеленения всего мира. К сожалению, сам он так и не смог закончить свой проект — умер в 1986 году. Последний, 7000-ый дуб сажала его жена в 1987. Сейчас саженцы выросли в огромный лес, которым так гордятся жители города.
В свое время Джонатан Боровский поставил на площади перед Фридерицианумом скульптуру «Человек, идущий в небо», олицетворявшую абсолютную свободу. Сейчас она стоит напротив главной железнодорожной станции.
Documenta, как биеннале, была противопоставлена Венецианской. Это проявилось в попытке расположить искусство по темам, а не по странам (как это происходило на биеннале в других странах) — попытка избежать шовинизма (Германия, послевоенное время).
Documenta проходит один раз в пять лет.
Гаванская биеннале
«Биеннале стран Третьего мира»
До этого на всех биеннале участвовали только европейские художники, поэтому была создана Гаванская биеннале. Здесь у молодых художников появилась возможность заявить о себе.
Одна из самых известных работ была создана Рафаэлем Гомезом Барросом, который превратил кинотеатр «Фауст» в муравейник с огромными муравьями, сделанными из пластика. Вместо мордочек — реальные слепки с черепов людей. Это была социально-открытая критика общества, в котором живут эмигранты, люди без паспорта и официального места жительства. Они образуют свою общину — свой муравейник.
Стамбульская биеннале
«Место диалога разных культур»
Европа начинает интересоваться восточным искусством и Турция — это как раз то место, где встречаются восток и запад. Более того, в разные времена Турция была частью разных империй: и Османской, и Римской, и Византийской, то есть искусство в Турции строилось на смешении разных культур. Именно поэтому было решено организовать биеннале в Стамбуле.
На этом биеннале разрешается выставляться везде, даже в самых популярных местах для туристов (например, в храме Святой Софии). Но художник должен быть уверен в своей работе, она не должна затеряться в величии самого места.
Одними из самых интересных работ здесь были: «Самая красивая мать из всех» 2015 г., созданная Адрианом Вильяром Рохас, «Кабаре «Крестовые походы»»
Ваэля Шавки. Здесь выставлялся художник Дорис Сальседо, который всегда ставит остросоциальные темы. Его работа «1550 стульев загромоздили пространство между зданиями» 2003 года и сейчас служит напоминанием о массовых захоронениях.
Биеннальный бум
90-е — 2000-е годы
Биеннале становится отображением престижа и статуса страны.
2005 г. Московская биеннале
2010 г. Уральская индустриальная биеннале
1995 — Йоханнесбург
Биеннале в Йоханнесбурге появляется спустя год после всеобщих демократических выборов и окончания апартеида (расовой сегрегации) в ЮАР. Была учреждена только на 2 выпуска, отменена в 1997 году. Государство посчитало, что деньги тратятся несерьезно — есть более насущные проблемы.
Первая африканская биеннале.
Биеннале в Кванджу
Была создана после майских протестов 1980 года. Очень сильно поддерживается государством — стоимость одного биеннале обходится в 12 млн долларов — общая стоимость Венецианской биеннале и биеннале Documenta.
В 2012 году здесь выставлялся До Хо Су и его «Сдавленный дом», главной мыслью которого было показать, что на передний план выходит массовость, не индивидуальность.
А на биеннале 2014 года художница Минук Лим выставила «Спалить все дотла», где отобразила проблему разделения Южной и Северной Кореи, и произвела самое яркое впечатление. Она поставила обыкновенный вагончик, в который можно было зайти. Внутри было три контейнера: В каждом находились определенные кости: в одном - позвонки, в другом — челюсти. Как и страна поделена на северную и южную, так и кости поделены. Для этой инсталляции художница год провела в общине с вдовами.
90-е Европа: Лион
Самая влиятельная биеннале в девяностые годы. Фактически в Лионе проводились две биеннале: художественная и биеннале современного танца. И иногда было очень сложно догадаться, на какой находишься в данный момент.
Здесь не показывают новую точку зрения на искусство, как везде, а ищут связь между прошлым и настоящим, определяют терминологию.
Биеннале в этом городе всегда аполитично.
Одна из самых запоминающихся биеннале здесь была проведена в 2000 году и называлась «Разделяя экзотику». Для Европы экзотикой считалась Африка, а для Африки — Европа, поэтому основной идеей стало объединить два этих мира и их искусство. Для этого были приглашены антропологи, которые разделили пространство на 23 секции и каждой дали название, понятное для любой культуры: страдать, исцелять, одевать, любить и т. д.
Также большое внимание уделялось и дизайну помещений. Например, пол могли посыпать галькой или песком.
В каждой секции находились произведения как африканского, так и европейского искусства, которые дополняли друг друга.
Берлинская биеннале
Здесь в 2012 году была проведена самая радикальная, самая современная, самая политическая биеннале, которая была названа «Забыть о страхе». А главным лозунгом этой биеннале стало: «Искусство должно занять место политики». Организаторы попросили всех участвующих прислать их политические взгляды, в результате чего на их основе была создана карта.
Польский художник Лукаш Суровец пересадил 320 саженцев березы из нацистского концлагеря в пластиковые стаканчики. Посетители могли забрать стаканчик с собой (при условии должного ухода за растением), как напоминание о тех ужасах, что происходили в концлагерях.
Халед Джаррар придумал собственную печать Палестины и предлагал поставить ее всем, однако предупреждал, что паспорт может стать недействительным, либо человека могли не пустить в Израиль.
Надя Прлия построила стену мира, которая разделяла богатую часть города (южную) от бедной (северной) — эмигрантских кварталов.
MANIFESTA
Бездомная биеннале
Крушение берлинской стены, подписание мирного соглашения, создания Евросоюза, конец холодной войны — все это вылилось в творческих кругах в создание молодого объединения Европы — биеннале, чей дом — вся Европа.
Manifesta — кочующая европейская биеннале современного искусства.
Она проводилась в Роттердаме (Нидерланды), Люксембурге, Любляне (Словения), Франкфурте-на-Майне (Германия), Сан-Себастьяне (Испания), Никосии (Республика Кипр), Больцано, Тренто, Роверето, Фортецца (Италия), Мурсии (Испания), Генке (Бельгия), Санкт-Петербурге, Цюрихе (Швейцария). В этом году проводится в Палермо, в Италии. Длится 2 месяца, проводится раз в два года.
1996 год Первая MANIFESTA
Роттердам
Для самой первой Манифесты как один из сокураторов был приглашен Виктор Мадианов — первый русский куратор, работавший над европейской биеннале. Также в этой биеннале участвовало много российских художников (семь человек).
Здесь стоит отметить Олега Кулика и его «Собаку Павлова». Как объяснял сам художник, задумка появилась еще в 1993, когда в СССР была разруха, не было денег, он бегал по улицам — искал работу. Был так зол, что готов был выть (рычать). В результате все это вылилось в социальный эксперимент — как люди реагировали на такое поведение другого человека (эксперимент, как эксперименты Павлова на собаках и как в «Собачьем сердце» Булгакова). Для данного проекта художник провел 4 недели в образе собаки.
1998 Вторая MANIFESTA
Люксембург
В этом городе не было ни одного большого пространства, поэтому биеннале рассредоточилась по всему городу, а Казино стало главным выставочным залом.
Здесь выставлялся Маурицио Каттелан и его «Оливковое дерево и земля» — скульптура стояла прямо перед зданием Казино.
2000 год Третья MANIFESTA
Любляна
Здесь стоит отметить Анатолия Осмоловского и его «Памятник блистательному и победоносному генералу НАТО доктору Зигмунду Фрейду».
2006 год Шестая MANIFESTA
Никосия
Никосия — столица Кипра. Организаторы биеннале хотели сделать школу современного искусства вместо биеннале и, так как остров поделен между двумя странами, а главный лозунг биеннале MANIFESTA — объединение, ее хотели провести на обеих сторонах острова. Но разница в развитии искусства была очень большой и эта задумка не получила одобрение властей (греческая сторона была против и даже подала в суд).
В итоге здесь биеннале не состоялась и была перенесена в Берлин.
2008 год Седьмая MANIFESTA
Здесь биеннале проходила сразу в четырех городах одновременно: в Больцано, Тренто, Роверето, Фортецца, и современное искусство просто растворилось в красоте городов.
2012 год Девятая MANIFESTA
«Глубина современности»
Генк
Центром проведения стала часть огромного заводского комплекса — угольной шахты «Waterschei» (градообразующее сооружение).
Темой этой биеннале стала история места. Здесь можно было увидеть и скульптурные портреты сослуживцев из цельных картофелин и крахмала, выполненные в огромном количестве с 1950 по 2012 год Мануэлем Дюраном, и шахтерский городок Кевина Калиски из «Lego», и живописные опыты «Ashington Group», группы горняков, и даже комикс о приключениях в шахтах «Suske&Wiske». Здесь чувствовался запах угля, а обилие документальных свидетельств и память о прошедших днях вылились в произведения искусства.
На втором этаже узнавались звуки инсталляции хорватского художника Неманьи Квижановича «Монумент памяти идеалам интернационала» (2010), огромный аванзал с инсталляцией «Парапродукция» китайца Ни Хайфэна — волна сшитых разноцветных тряпок среди швейных машин. Значительный интерес здесь представляли работы «посмертных» участников «Манифесты-9». Например, кинематографические опыты Георга Вильгельма Пабста и Альберто Кавальканти или реконструкция легендарной работы Марселя Дюшана с подвешенными к потолку мешками с углем.
В пространство здесь органично вписана подлинная музейная экспозиция. Она расположилась в специально оборудованных по всем музейным стандартам залах — с климатическими регуляторами, охраной.
Здесь заканчивается «Век угля», последняя экспозиция посвящена стахановскому движению — обложки советских журналов, лики Сталина, «Тайм» с портретом Стаханова и афиша фильма «Светлый путь» Григория Александрова.
Здесь также художники сосредотачиваются на изменениях, которые произошли в производственной сфере. Работа группы IRWIN «Красные районы» (1987) выворачивает наизнанку все эти новации. Пейзаж в духе соцреализма в золоченой раме частично написан свиной кровью и экспонируется за решеткой. Центральной работой третьего этажа стала инсталляция Клэр Фонтейн — неоновая надпись «Дворец культуры “Энергетик”» повторяющая сохранившуюся в Припяти после чернобыльской трагедии.
2014 год Десятая MANIFESTA
Санкт-Петербург. Эрмитаж.
Эта биеннале была выгодна обеим сторонам, так как оплачивалась принимающимся городом (3 млн. евро в случае Санкт-Петербурга) и подтверждала статус города - «окно в Европу».
Так как Эрмитажу исполнялось 250 лет, то была разработана целая программа на весь год, где главным событием было открытие восточного крыла главного штаба.
Главным куратором биеннале был назначен Каспер Кениг, у которого было четкое понимание: нужно организовать биеннале для обычной публики России (для людей, которые возможно и не были никогда в музее современного искусства, которые идут в Эрмитаж увидеть классику). Нужно показать не самое новое, лучше пройтись по главным именам двадцатого столетия (Йозеф Бойс, Луиз Буржуа, Тимур Новиков). В итоге современное искусство так хорошо сочеталось с классикой, что это бы целый квест — найти его.
Одним из интереснейших проектов была «Лада Копейка» Франсиса Алюса 2014 года. Машина располагалась между деревьями, врезавшись в одно из них, и олицетворяла метафору крушения юношеских надежд.
Подростками художник со своим братом на «наскобленные» деньги купили ладу копейку, набрали еды из холодильника и отправились в СССР. Но машина сломалась, даже не доехав до границы с Россией.
Но без конца не может быть и начала. У автора была утопическая мечта — чтобы эта машина может стать домом для бездомных кошек.
В Эрмитаже можно было также прослушать «Круговорот реки Невы» Сьюзен Филипс. Эта 12-канальная звуковая дорожка была сыграна на фортепиано, изображая волны Невы (нервное звучание инструмента). Также звуки можно принять за эффект пребывания толпы людей (пролетариата) после 1917 года. Эта работа не теряет актуальности и сейчас— звуки можно принять за постепенный ежедневный приток людей в музеи.
В зале Геракла можно увидеть «Пинать» Лары Фаваретто — это минималистические бетонные блоки, которые заставляют задуматься о том, что же такое идеал? Где же он: в скульптурах античных богов или в геометрически прямых бетонных блоках? И автор дает ответ на этот вопрос: идеал утерян. Скульптуры теряют свою изначальную красоту, некоторые части не находят в раскопках, остальные приходится реставрировать, а на бетонных блоках везде удары ног, локтей, рук, что тоже делает их неидеальными.
Но есть и второй вопрос: есть ли бог в статуе или некий автопортрет (отпечатки частей тела) на бетонных блоках.
Незатейливые интерьеры, в которых мы заново узнаем статуи, которые обычно проходим и уже не замечаем, подарил нам Тацу Ниси в своем проекте «Смена контекста». Изначально художник хотел построить интерьер вокруг статуи Ангела с крестом на площади перед Эрмитажем (слишком высоко и слишком трудно) или вокруг статуи Николая Первого. Однако, в конечном итоге была выбрана дворцовая люстра, которая была помещена внутрь дома, найденного под снос в пригороде Петербурга, очищенного и отмытого. Внутри дом выглядит, как советская квартира.
Катарина Фрич выбрала в качестве материала для своих работ главную туристическую продукцию морских и речных (в случае Санкт-Петербурга) курортов – ракушки, и выставила свою версию «Дамы с собачкой», которая была полностью выполнена из пластиковых раковин. А ее статуя женщины в человеческий рост, олицетворявшей Афродиту, которая появлялась из раковины, и куколку барби (так как женщина была сделана из розовых раковин), была выставлена в будуаре Марии Александровны. Здесь и сама комната тоже как будто состоит из раковин неправильной формы.
Карла Блэк и ее ковер из цветного гипса, получивший название «Природа поступает просто» был выставлен в Новом Эрмитаже. Художница доделала свою работу и уехала, и в первые же дни выставки кто-то оставил свой отпечаток руки, поэтому зал был закрыт.
Ясумаса Моримура хотел изобразить блокаду Ленинграда и людей, которые, несмотря ни на что, защищали искусство Эрмитажа. Для этого он решил воспроизвести черно-белые рисунки, сделанные Верой Милютиной во время войны. Ясумаса Моримура перевоплощался в Веру, и его помощники делали фотографии, затем, с помощью компьютерной обработки, картины с фотографий убирались (во время войны вывозились в оккупацию), и получались картинки похожие на зарисовки Веры, но в наше время, с реальными посетителями музея. Эта работа была подарена Эрмитажу.
В Эрмитаже также появилась инсталляция Йозефа Бойса «Экономические ценности», которую он создал в 1980 году, закупая реальные, тогда необходимые продукты в ГДР, такие как: маргарин, мыло, кофе и т.д. Они должны были стоять на полках, на фоне богато украшенных стен картинами немецких художников в золотых рамках, написанные ровно с 1813 по 1883 года (годы жизни Карла Маркса).
Сейчас все продукты испортились, и данная инсталляция приобрела новое значение: ничто не вечно.
Томас Хиршхорн и его произведение «срез» отображает историю Петербурга во время Второй мировой войны. Для этого он создал конструкцию обрушившейся стены дома, внутри которого все еще сохранены комнаты с мебелью и картинами, которые можно было увидеть — увидеть, что внутри остается культура. Несмотря на бомбежки и блокаду Ленинграда, искусство сохранялось, им дорожили.
Елена Ковылина предложила свою интерпретацию равенства (инсталляция так и называлась). Люди вставали перед зданием на табуретки (все были разного размера), образуя стену высотой 2 метра 20 сантиметров — все были равны.
Вадим Фишкин отобразил быстротечность жизни в своей инсталляции «Скорый день», где в пустой комнате свет проходил 24 часовой дневной цикл за 2,5 минуты.
Инсталляция Отто Цитко «Линия против линейности» была размещена в двух комнатах (залах), и когда человек входил, он входил в линейное пространство. Эта идея была навеяна плакатом «Нет войне» Кеттель Корльиц и разногласиями между Украиной и Россией.
Также в рамках биеннале было запущено много образовательных программ для различных социальных групп (были и совсем для маленьких и для пожилых людей). Были обучены арт-медиаторы, которые вели диалоги, где можно было обсудить произведения, обмениваться мыслями, находить в них новые смыслы.
Были проведены 10 лекций, в которых участвовали и директор Эрмитажа, и директор МАНИФЕСТЫ. Обсуждался вопрос: «То, чем живет современное арт-сообщество».
Также существовала своеобразная реклама — ярко украшенный «вагончик» перемещался по городу, тем самым вызывая интерес у жителей и приглашая посетить выставку.
Десятая МАНИФЕСТА закончилась Dj сетом, исполненным Вольфгангом Тильмансом, в октябре.
2016 год Одиннадцатая MANIFESTA
Цюрих. Швейцария
На этой биеннале авторы современного искусства изучали культурную топографию Европы и определяли, что же люди готовы сделать за деньги. Тема была придумана куратором и визуальным художником-концептуалистом из Берлина Кристианом Янковским.
Каждый из 130 фотографов, архитекторов, художников и ученых давал свой собственный переосмысленный художественный ответ на данный вопрос. Видео-работы, представленные на этой биеннале, были выведены на широкий экран на плавучей сцене посреди Цюрихского озера, специально созданной для данного мероприятия. В дневное время это павильон встреч, диалогов и размышлений, созданный по проекту студентов и преподавателей Высшей технической школы Цюриха, использовался как купальня на открытом воздухе, в то время как по вечерам трансформировался в специальную инсталляцию, отображающую различные произведения искусства.
Однако MANIFESTA 11 была расположена не только на берегу Цюрихского озера. Основные экспозиции можно было увидеть и в Музее современного искусства Мигрос, и в художественном музее Кунстхалле, и на базе выставочного комплекса «Helmhaus», и кафе-клубе «Кабаре Вольтер», а также на территории бывшего цюрихского промышленного квартала «Löwenbräu-Areal». И еще три десятка экспозиций были разбросаны по всему Цюриху и представлены даже на территории частных владений и в деловых офисах, обычно закрытых для широкой публики.
Вообще одиннадцатая передвижная выставка делилась на две части: основной проект и историческую часть. Авторы, участвующие в основном проекте, создавали произведения в паре с жителями Цюриха. Так Маурицио Каттелан работал с паралимпийцем, а писатель Мишель Уэльбек объединился с врачом и сделал рентгеновские снимки своей правой руки и головы.
Всего в основном проекте принимало участие 29 художников. Среди них и российский художник Евгений Антуфьев, самый молодой участник выставки. Для своей работы он объединился с пастором Мартином Рюшем и разместил в известном цюрихском храме «Wasserkirche» гигантскую бабочку, как дань уважения великому писателю Владимиру Набокову, который собирал и изучал бабочек.
Проведение биеннале в Цюрихе совпало с празднованием столетия дадаизма, основанного в самом сердце старого города Цюриха и с большой скоростью распространившегося по всей Европе вплоть до заокеанского Нью-Йорка.
2018 год Двенадцатая MANIFESTA
Палермо. Италия
Концепция двенадцатой Европейской биеннале современного искусства называется «Земной сад. Культивирование сосуществования». Отправной точкой стала книга, изданная в 1997 году знаменитым французским ландшафтным архитектором и садоводом-философом Жилем Клеманом, описывающая наш мир как «планетарный сад», за который несет ответственность человечество-садовник. И город Палермо, и его ботанический сад, основанный в конце XVIII века для изучения и выведения новых видов растений, как нельзя, кстати, подходят под эту концепцию. Ведь и сам город, как сад, в нем непрерывно “произрастают” новые люди - мигранты, начиная с древних греков, арабов и норманнов и заканчивая сегодняшними выходцами из Северной Африки, Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. И это постоянно меняет город и людей в нем.
Работа над биеннале впервые началась с изучения города и составления «Palermo Atlas»— урбанистического исследования, которым занималось архитектурное бюро OMA, основанное Ремом Колхасом. Это проект представил Палермо местом слияния и взаимовлияния различных потоков — людских, товарно-денежных, информационных, флоральных и даже бактериальных.
Один из партнеров OMA итальянский архитектор Ипполито Пестеллини Лапарелли возглавляет кураторскую команду Manifesta 12. Под его руководством над фестивалем также работают куратор Кунстхауса в Цюрихе Мирьям Варадинис, испанский архитектор, художник и ученый, обладатель «Серебряного льва» 14-й Архитектурной биеннале в Венеции за лучший исследовательский проект Андре Жак и голландский кинематографист и журналистка Брегтье ван дер Хак.
Про Сицилию в целом и Палермо в частности всем и каждому известны три вещи: там цветущая природа, там процветает мафия, там пышным цветом расцвели бедность и социальная напряженность. Этим стереотипам в той или иной степени соответствуют три секции биеннале: «Сады потоков», «Пространство вне контроля» и «Город на сцене».
Пятьдесят участников показывают свои работы на двадцати различных площадках по всему городу — и в роскошных дворцах, и в церквях, и в неблагополучных криминальных окраинах. И искусство здесь произрастает с новой силой, ведь неблагополучие — лучшая почва. И Manifesta вновь обретает свой радикальный характер, утраченный в предыдущие годы.
Художники здесь трудятся изо всех сил: группа парижских художников-активистов Coloco вместе с тем самым Жилем Клеманом облагораживают пустыри и создают невероятные парки; Брюссельский Rotor, еще одна группа художников-активистов, приглашает манифестную публику посетить другую достопримечательную окраину города, Pizzo Sella и виллы «крестных отцов»; миланский дуэт MASBEDO разъезжает на «Видеомобиле», воскрешающем революционные практики передвижного кинематографа.
А обязательными к посещению здесь становятся Государственный архив Палермо, расположенный в бывшем монастыре театинцев, заброшенный театр Гарибальди, Театро Массимо, Археологический музей и, конечно же, ботанический сад.
Manifesta 13 в 2020 году пройдет в Марселе.
Литература: Лекции в центре Эрмитаж-Казань; https://ru.wikipedia.org/wiki/Манифеста; https://ru.wikipedia.org/wiki/Биеннале; https://www.kommersant.ru/doc/3663090; http://artguide.com/news/5293; http://www.theartnewspaper.ru/posts/3006/; https://archi.ru/projects/world/9588/pavilon-razmyshlenii-dlya-biennale-sovremennogo-iskusstva-manifesta-11; http://artguide.com/posts/624-manifiesta-10-nie-utopiia-a-nadiezhda-tut; http://iskusstvo-info.ru/vael-shavki-ya-nikogda-ne-uchastvuyu-v-vystavkah-blizhnevostochnogo-iskusstva/