Полагаю , любой из нас имеет некоторое представление о том, что является «форматом» авторской песни , а что нет. Такое представление основано на типаже, времён становления этого общественного движения . Тем не менее , поскольку данное явление так и не нашло строгого определения, постольку представление о нём так и не вызрело до «понятия» . Отсюда , всякое рассуждение о строгих критериях АП, здесь выглядит отчасти спекулятивным. А поскольку в рамках этого музыкально поэтического явления отыскали своё место адепты многочисленных «форматов» с приставкой «бард» - от бард-рока и бард-попсы до бард-оперы, то помимо дефиниции , всякие попытки определить жанр «Авторской песни» видятся беспредметными . В равной мере и о стихах, привлекаемых к этому направлению, возможно сказать это же самое. Стихи «прогибающие» под себя мелодию и тексты, «прогибающиеся» под мелодию – в одинаковой мере присутствуют песенной составляющей этого движения .
Но уж коли мы сказали о «границах», значит всё же есть нечто , что их определяет? Конечно . Однако , это не авторство стихов и мелодии . Определение авторской песни, мне кажется, сейчас лежит совершенно не в культурной, а в некой социальной плоскости с одноимённым названием. «Авторская песня», как мне видится – теперь уже, в первую голову не мелодийно поэтический жанр, а социальная структура, последовательно эволюционирующая из стихийного КСПшного движения во взаимосвязанную систему администрирования со своими принципами и собственной иерархией. И предметом её, по сути , выступает здесь уже не песня, сама по себе, а фестивально - концертная деятельность. В свою очередь , сами границы этого музыкально поэтического направления здесь ещё определяются авторитетностью «хранителей традиции» в соответствии с тем самым неясным представлением о формате, с которого начался наш разговор. А с другой стороны - диктатом нашего малочисленного слушателя, на котором ещё движется вся эта фестивально -концертная… И вот тут таится скрытый конфликт:
Целевой слушатель традиционной бардовской песни неотвратимо сужается . Для привлечения нового слушателя из тонкого круга эстетически «продвинутой» категории не достаёт, зачастую, ни поэтической, ни композиторской мощи . Тем не менее, вся система АП подобно белковому организму будет из последних сил бороться за жизнь. Так, в борьбе за место под солнцем, она теперь вынуждена оборачиваться лицом к разноформатной, далеко отстоящей от бардовских традиций, среде. Т.е. по сути , подстраиваться под её вкусы, сформированные зачастую либо эстрадой, либо на англоязычных музыкальных традициях, либо… Во всех этих случаях, о стихах здесь даже речи уже не идёт – тут скорее скажут о качестве «текста» . И «хранители» не в силах противостоять этому : Там, где в угоду концертной деятельности, словосочетание «автор-исполнитель» смещает акцент с первого слова на второе – там «хранители» уже «не в теме». Но, размывая границы жанра, торопясь, как ей видится , вдогонку уходящему времени, «Авторская песня» неизбежно теряет свою аутентичность. Неповторимость собственного лица.
Так где же тут границы жанра ? Они либо во внутреннем ощущении самого автора, либо в пристрастиях неискушённого слушателя. Но выбор-то всё равно остаётся за автором :)
http://www.strelkoff.name/