Сценическая жизнь спектакля " Кровавая свадьба" Гарсиа Лорки, поставленная в Чувашском драматическом театре Валерием Николаевичем Яковлевым, продолжалась более десяти лет. " Кровавая свадьба" по определению поэта "написана по Баху". Какое сценическое решение нужно было найти В.Яковлеву, чтобы донести до зрителя необычные миры героев Гарсиа Лорки, суть символов, хоров, диалогов. Если говорить о втором действии, где диалоги Луны и Нищенки полны тайного смысла, а язык метафоричен, станет ясным, что вопрос о зрительском восприятии этих сцен и всего спектакля в целом должен был волновать режиссера.
Хорошо зная уровень подготовки своего зрителя, уважая и доверяя ему и учитывая его эмоциональность, Валерий Яковлев ставит цель- постепенно вести зрителя по ступенькам познания и завоевания новых высот образного мышления. Поэтому и в пьесе режиссер ищет то, что Гарсиа Лорка искал в поэзии-" нерв формы". Только открывается занавес...и не успев детально разглядеть декорацию, а только взглядом охватив ее и почувствовав, как строгое и размеренное каменное сооружение, одиноко возвышающееся посередине и органично вписывающееся в вековое безмолвие гор, рождает у вас ощущение суровости и какого-то странного покоя. Но через мгновение ваши чувства придут в смятение- по монолитной глыбе стремглав взбежит Жених. Вспыхивает в его руках алое полотнище, которое зародит в вашей душе смутную тревогу. Что это такое, о чем спектакль? Образ мелькнул, как видение, полное тревоги и тайного смысла... А дальше идет земная и реальная жизнь. В центре сцены сидит Мать и крутит жернова. Ее руки, вращающие жернова... Приходит сын, Жених, и сообщает, что полюбил девушку и хочет жениться. Действие здесь отличается своими размеренными и будничными ритмами. После танца Жениха оно выглядит даже замедленным. Ритмы действия соответствуют ритмам жизни людей, привыкших к горам, а, следовательно, и к суровым условиям быта. И поэтому и нравы их суровы. Своими руками они возделывают почву и выращивают урожай, вершат свою собственную и чужую судьбу. А жернова в руках Матери, как символ жизни- все вращаются и вращаются. Устанут ее руки, жернова подхватят другие. И сцена, такая бытовая на первый взгляд, несет в себе условный образ непрекращающегося бытия, образ Жизни. Это принципиально важно, потому что позднее в другой сцене возникнет образ Смерти, образ предела человеческой судьбы.
Жизнь и Смерть, только Жизнь и Смерть. За чертой человеческой жизни уже нет никаких проблем- все только в пределах жизни: любовь и ненависть, месть и вражда; не переступи ее порог- вот главная человеческая заповедь. В конце трагедии это понимает Мать. "Что мне твоя чистота? Что мне твоя смерть? Что мне до этого? Благословенна пшеница, ибо под ней мои сыновья. Благословенен дождь, ибо он омывает мертвых. Благословенен бог, ибо он всех нас успокоит", - говорит она Невесте. И что же из себя представляет та "свободная любовь", которой ничего не жаль, и в самом деле многого ли она стоит по сравнению с великой мудростью прозревшей Матери, которая вместе с утратой сыновей ощутила в себе как бы подземные толчки, возвратившие ее к осознанию своего природного назначения - Жизнь оберегать, защищать ее всеми доступными средствами, ибо выше ее нет ничего на свете, точно также, как нет уже ничего за " пределом дороги". Местью своей Леонардо и всему роду Феликсов Мать пыталась восстановить необходимую ей гармонию справедливости и чести. Но по вине Невесты, сбежавшей со свадьбы со своим первым возлюбленным Леонардо, и по ее инициативе смыть позор кровью, гибнет не только Леонардо, но и последнее дитя матери. От мелких житейских чувств и страстей Мать поднимается до осмысления высокой поэзии жизни и что ей может дать месть Невесте и даже ее смерть, если уже нет таких сил, чтобы восстановить ее собственный разрушенный мир, если ничего уже невозможно исправить и создать вновь.
В.Яковлев стремится поднять своего зрителя до такого образного понимания спектакля. Для этого он использует синтез реалистического и условно-метафорического языка. Схема спектакля построена в точном соответствии с пьесой: в начале в центре внимания человек, его каждодневные заботы, затем- переход к абстракции и вновь возвращение к человеку.
Людмила Вдовцева
Людмила Вдовцева. Окончила ГИТИС в 1968 году. Журналистка, театровед, автор монографий, пьес. Печаталась в «Театральной жизни» и «Советской культуре». Книга Л.П. Вдовцевой, Талант- всегда загадка,