Бесконечно разнообразны виды швов: для «глухой» вышивки, т.е. по целой ткани, характерны крест, гладь, набор, роспись, тамбур и др.; для «строчной» вышивки, т.е. по ткани с предварительно вырезанными или выдернутыми на отдельных ее участках нитями, - мережка, «перевить», настил, Вышивка крестом Вышивка тамбуром гипюр и другие. Применяемые по отдельности и в различных комбинациях друг с другом, они позволяют создавать вышивку от совсем плоских до выпуклых, от легчайших контурных или ажурных сетчатых («кружевных») до «ковровых», плотно укрывающих всю поверхность изделия. Прямолинейный геометрический рисунок выполняется приемом счетной вышивки (отсчетом нитей полотна), криволинейный – «свободной» вышивкой (по заранее нанесенному контуру).
Возникновение вышивки восходит к древнейшим временам и связано с появлением стежка, шва на одеждах из шкур животных. Усовершенствование ее техники обусловлено переходом от каменного и костяного шила к костяной, затем бронзовой и позднее стальной игле, а также развитием прядения, ткачества, красильного дела и т.д. Самые ранние из сохранившихся образцов вышивки – седельные покрышки с типичными для скифо-сибирского «звериного стиля» фигурами животных и расшитые стилизованными фигурами человека-ягуара древне-перуанские мантии из некрополя в Паракасе.
Древне-русская сюжетная вышивка (шитье) на церковных облачениях, покрывалах и прочем в ранних образцах (сохранилась с 12 в.) связана с византийской вышивкой и отличается идущей от Византии тягой к богатой цветовой игре естественного материала (шелк фона, золотые нити, жемчуг). Для шитья 14-17 вв. характерны свойственный русской иконе выразительность общего силуэта фигур и чистота изысканных цветовых сочетаний.
Выполнение вышивки, в частности церковной, на заказ.