Художественно-конструктивная роль гармонии
Первая из них—область собственно формообразующих, конструктивно-логических свойств, основанных прежде всего на ладовых функциях гармонии, устанавливающих и скрепляющих связи между всеми компонентами. Вторая — область специфических, присущих индивидуально гармонии выразительных и красочных свойств, больше всего основывающихся на фонических функциях гармонии и направленных на ее известное обособление, выделение из общего ансамбля. Следующие проявления дают общее представление о гармонической роли музыки. Повсюду обнаруживается гармоническое действие как средства слияния различных тонов, мелодических голосов в одновременном звучании. Различная мультигоголосное полотно контролируется гармонией, при построении любой многоголосной ткани гармония является важнейшим ориентиром и регулятором. Ощущение гармонии появляется в мелодической и одноголосной линии в виде скрытого резонатора, дающего усиление потенциала художественно-конструктивного начала мелодии целиком, а также в виде дополнения и сопровождения мелодии. Одновременно нередко появляется нестыковка гармонии, дополняющих голосов, влекущих к их полигармоническим отношениям.
Ладофункциональные свойства гармонии обладают связующей силой, которая пронизывает музыкальное целое на различных уровнях: от кратких звеньев - последований созвучий до общей организации тональной структуры, где выступают самые крупные действующие единицы гармонии — тональности. С начала XIX века композиторами уникально ощущается, ценится трепетность гармонической составляющей к психологически-выразительным, звукописно-красочным музыкальным особенностям. Возникают стили и составляющие, в рамках которых выступает на переднем плане по причине вариантности в раскладе составляющих музыкального полотна. Гармония становится одним из важных критериев стилистических различий: отношение к гармонии и вытекающие из этого ее функции разъясняют многое в характере творческих устремлений и принципов композитора.
Показательно, что в XIX— XX вв. именно насыщенные музыкальные свойства одних композиторов объяснены гармонической и инструментальной составляющими (Лист, Вагнер, Римский-Корсаков, Равель, Хачатурян, Дебюсси), у иных же сосредоточиваются практически всеедино в пространстве гармонии — при должном ослаблении значения темброво-оркестрового фактора (Григ, Шуман) или исключением его (Шопен).
Усиленная, подчеркнутая в своем значении (конструктивно-логическом или выразительно-красочном — в зависимости от конкретных историко-стилистических условий), гармония часто становится источником мелодии. Примеры такого рода исключительно многообразны — от «аккордовых» мелодий-тем Д. Скарлатти и Гайдна до темы Звездочета или Шемаханской царицы в «Золотом петушке» Римского-Корсакова.
«RuSeasons.TV - Видеопортал о русском музыкальном искусстве» Новости русской классической музыки. Сюжеты о постановках музыкальных театров России: премьеры и признанные работы театральных режиссеров, фрагменты репетиций. Интервью с создателями.