Что необходимо для создания хорошей песни
Почему одна песня «звучит» и «западает в душу», а другая проходит «мимо»? Что определяет качество песни, ее запоминаемость? Поскольку, вопрос этот непростой и многогранный, дабы не влезать в дебри, обрисую его очень упрощенно. Речь пойдет исключительно о жанре мейн-стримовской песни и не более того.
Из чего состоит песня?
Песня слагается из трех основных компонентов – мелодия, гармония, бас.
Мелодия стоит на первом месте, и ее качество определяется логичным, грамотным построением музыкальных фраз посредством сочленения мотивов. И первое требование, предъявляемое к мелодии – это ее новизна, оригинальность.
Чем характеризуется новизна и оригинальность мелодии?
Стремлением к свежести сочетаний составляющих мотивов и отсутствием тривиальных, а тем более банальных попевок-мотивов. Дальше расщеплять компоненты художественности не буду, здесь не место – это вопрос семантики и синтаксиса музыкального языка.
Так вот, говоря проще, мелодия должна быть хоть немного оригинальной и в каких-то ее моментах как бы чуть неожиданной. Неожиданной за счет сочленения или сопоставления контрастных мотивов (это в какой-то мере касается и гармонии). У автора при сочинении мелодии больше работает не аналитический ум (хотя и не без него), а происходит процесс другого свойства - интуитивно-художественного. Поэтому так важна врожденная музыкальность в этом виде творчества, т.е. восприимчивость к тонам, их сочетаниям. Или, если хотите, необходима «музыкальная отзывчивость».
Итак, мелодия должна быть «свеженькой», желательно напевной (но не всегда, это зависит от стиля) и запоминаемой (по этому поводу тоже можно ломать копья).
Гармония – второй компонент. Гармония имеет свои законы, включающие функциональные отношения (T, S, D), логику гармонического движения и развития, голосоведение.
Не буду вас «грузить» гармоническими подробностями, скажу только, что знание, хотя бы самых общих основ гармонии, желательно. Для того, чтобы сделать интересную, свежую гармонию, нужно знать основные, стандартные гармонические приемы. И только после этого можно искать что-либо нетривиальное. О гармоническом голосоведении я не буду говорить – эта наука хорошо изложена в «талмудах».
Тут нужно отметить еще такой момент – мелодия и гармония всегда взаимосвязаны между собой, они взаимозависимы и «работают в паре». Они могут подчеркивать достоинства друг друга (впрочем, как и нивелировать). И не всегда, один компонент без другого может быть в достаточной мере оригинален. Скажем, гармония отдельно, сама по себе может не блистать новизной и оригинальностью, а в сочетании с мелодией она способна «заиграть». Наоборот бывает реже, но и это встречается, а иногда и сознательно используется.
Бас – третий компонент. Часто он не менее, а иногда и более важен, чем аккордовое сопровождение мелодии. Бас является гармоническим фундаментом (не путать с частотным фундаментом) и должен быть правильно прописан-выстроен.
Он имеет два основных типа движения – это кварто-квинтовое и плавное, часто поступенное. При кварто-квинтовом изложении на сильные и относительно сильные доли такта приходится прима или квинта текущего аккорда. При плавно-поступенном движении бас часто «попадает», кроме примы и квинты и на другой аккордовый звук гармонии – терцию, а при септаккордах и на септиму. Таким образом, бас вовлекает гармонию к изложению обращений аккордов, что значительно оживляет и разнообразит гармоническое движение. Проведите маленькое исследование Вашего (или чужого) материала песни - сыграйте только мелодию и бас, оцените меру выразительности только на их основе. И Вы сразу услышите насколько хорош/нехорош, логичен/нелогичен Ваш бас.
Два слова добавлю об орнаментации басовой партии. При ее орнаментации нужно всегда помнить о том, что на сильные доли такта должны браться основные звуки (примы) аккорда. Ведь бас является фундаментом гармонии и «вольности» ему не позволительны. В противном случае утрачивается функциональная определенность гармонии.
О взаимодействии всех трех компонентов.
Если мелодия «свежа», гармония интересна, а бас правилен и логичен, то в результате Вы можете претендовать на некоторый уровень «художественности» Вашей песни. Аспект инструментовки и аранжировки (это разные вещи) я здесь не трогаю. И если все три описанных компонента хороши, то даже при недоработанной или слабоватой аранжировке песня будет «звучать», во всяком случае, ее яркость и мелодичность обнаружат себя. И напротив, если изначальный материал слаб и невыразителен, то самая навороченная аранжировка и различные «фишки» не спасут положения – произведение будет блеклым.
Геннадий Самусенко, композитор.