ОГЭ по литературе или Парадокс явления и предмета
Во всех предметах школьной программы есть нечто объединяющее их. Математика, физика, химия, иностранные языки - все они похожи друг на друга тем, что они направлены на развитие у детей левого полушария их головного мозга, то есть на многостороннее развитие "академических" навыков: логика, аналитическое мышление и память - в будущем всё это понадобится в большей степени, чем творческие способности. В интересах достижения этой цели школьная литература пострадала гораздо сильнее других предметов. Гипертрофированное состояние литературы, к которому привело отрицание её живой природы, особенно чётко обозначено на заданиях ОГЭ по литературе.
Весь экзамен проверяет у учащихся всего лишь две вещи:
1. Знание произведений школьной программы по литературе.
2. Навыки анализа текста.
На этом экзамен заканчивается. Первый пункт ещё можно понять: нельзя написать сочинение по произведению, не зная особенностей его тематики и проблематики. Но так или иначе, бОльшая часть экзамена (задания по прозе) сводится к элементарному пониманию смысла написанного текста и сравнению одного текста с другим. Иными словами, ОГЭ по литературе проверяет у детей то, что они должны уметь делать ещё до прихода в школу. Задания по лирике выглядят ещё плачевнее. Учащиеся вынуждены читать стихотворения как прозу, что прямо противоречит значению поэзии. Любое определение поэзии говорит, что она - мелодия души, неуловимое мгновение, страсть; для экзамена поэзия представляет собой лишь данный для анализа поток информации.
Так вышло, что через двести лет своего стремительного развития русская литература нашла себя не в руках читателей, а в школьных учебниках. Сама по себе русская литература постепенно теряет свою нравоучительную силу и становится лишь памятником русской истории. Но пугает не этот факт: пугающе выглядит то, как сильно изменились стандарты оценки знаний: необразованность не страшна - страшна иллюзия образованности.