Дети назвали лучших современных писателей
По данным Госкомстата, в России живут 31,6 млн детей. Ряд исследователей и специалистов по маркетингу (например, Kids Market Consulting), очень высоко оценивают потенциал детской аудитории. Ребенок 7-12 лет уже имеет некую сумму карманных денег и тратит ее по своему усмотрению, в том числе на продукцию издательств (книги, раскраски, учебная литература). Эта сумма невелика, но стабильна и увеличивается с возрастом ребенка. Кроме того, ребенок оказывает влияние на совершение покупок взрослыми членами семьи, в особенности это касается выбора досугового чтения. Однако общеизвестно, что чтение больше не составляет основную форму проведения домашнего досуга для современного ребенка. За последние 15-20 лет оно уступает занятиям и играм с компьютером. Так потеряны ли поколения читателей? Есть ли у книги как институции будущее или всем нам предстоит переход в цифру?
Этими непростыми вопросами задались инициаторы проведенного в 2017 г. исследования, знакомящего нас, взрослых, с популярными у детской аудитории авторами. Издательство «Творчество.Труд» при поддержке «Литературной газеты» провело анкетирование детей младшего и среднего школьного возраста, опросив и проанализировав свыше 1000 анкет, сформировав рейтинг ТОР-10 лучших авторов. Идея составления рейтингов не нова. Сегодня распространены рейтинги на основе покупательского поведения, в этом случае продавец (магазин), издатель книги, автор имеют дело с потребительским поведением взрослого покупателя (родителя), его предпочтениями, личным опытом, представлениями о воспитательной или познавательной цели детского чтения. При этом читательские предпочтения непосредственных потребителей детской литературы – т.е. читателей-детей, практически не исследован, результатов изучения мнения этой аудитории за последние пять лет в открытых источниках обнаружить не удалось.
Итак, кого же назвали дети? Лидеры списка – признанные мастера жанра Г.Остер, Э.Успенский. А вот далее предпочтения распределились уже с некой интригой: получили наибольшее количество читательских голосов Н.Риттина, М.Бершадская, А. Жвалевский и Е. Пастернак (пишут вместе), Ася Кравченко, М.Дружинина, О.Кургузов, С.Переляев, С.Востоков, С.Козлов. Любопытно, что детям было предложено не только назвать имя и фамилию, но и выбрать любимую книгу для семейного чтения ( в первой тройке – «Сказка с подробностями» Г.Остера, «Зима в Простоквашино» Э.Успенского, «Рождественская сказка» Н.Риттиной), порекомендовать книгу друзьям (лидеры – «Чебурашка» Э.Успенского, «Большая маленькая девочка» М.Бершадской, «В нашем лесу» Н.Риттиной ), а также выделить какие из произведений написаны нескучно (Т.Крюкова, О.Кургузов, М.Риттина, М.Бершадская, Жвалевский-Пастернак), понятно (С.Козлов, М.Бершадская, М.Риттина, С.Востоков), красивым языком (С.Козлов, М.Риттина, М.Жвалевский и Е.Пастернак). Выводы маркетингового исследования не окончательные. Опыт может и должен быть продолжен, поскольку способен дать ценную информацию не только родителям (покупателям литературы для детей), но и писателям, издателям, всем участникам книжного рынка.
Об авторе: Т.Н. Рожкова (Дмитриева) - руководитель группы 56 волонтеров, проводивших исследование, маркетолог с международным сертификатом. Источник: маркетинговое исследование читательских предпочтений, ООО "Творчество.Труд"