Казанова среди бабочек
Категория: Искусство
| Автор: Demonhunter
| Опубликовано: 09.02.2010
Более того, проект хорошо себя зарекомендовал как своеобразное семинарское занятие. Об одном из мероприятий мы попросили рассказать самих участников – наших студентов.
Вы бывали когда-нибудь в царстве бабочек? Нет? А нам удалось погрузиться в мир этих удивительных существ. Но это не очередной плод нашей журналистской фантазии, это произошло с нами на самом деле. Там не было монтажа и компьютерной графики, невозможно было нажать паузу и насладиться стоп-кадром, все события разворачивались в реальном времени и пространстве, а допущенная ошибка, как и в жизни, зачастую, не простилась бы. Вот мы на цветочной поляне вместе с Казановой… Мы в театре!
Приглашение нашего преподавателя по курсу «История отечественной литературы» Макеева Александра Владимировича посетить театральный музей им. А.А. Бахрушина тут же нашло отклик среди студентов.
Казакова Дарья (Специальность «Журналистика», 2 курс): «Совмещения посещений театров и лекционных занятий, наверное, самый лучший с точки зрения педагогики способ оживить в нас не только творческое начало, но и помочь нам в процессе изучения отечественной литературы. Я надеюсь, что это совместное посещение театра будет не последним».
Нам посчастливилось побывать на премьере постановки пьесы «Казанова в царствии бабочек» драматурга, члена Союза театральных деятелей и члена Союза писателей Москвы Виктора Денисова. Автор попытался впервые «вынести на сцену» эту пьесу: уже не читка, но еще и не спектакль — скорее «проба пера» группы ищущих свои пути в искусстве актеров и творческих людей. Ведь молодые актеры – это студенты МГУКИ и МСИ.
В небольшом зале настоящий аншлаг. Зал утихает, появляется главный герой и известный любовник Казанова, следует музыкальное сопровождение. Но перед зрителем не тот привычный образ главного героя в привычных обстоятельствах.
«В пьесе я впрямую отошел от любовной интриги. Мне интересно было поразмышлять о том, что могло бы приключиться с героем, когда он потерял интерес к женщинам», — комментирует Виктор Денисов. Так фантазия автора переносит нас на цветочную поляну поохотиться на … бабочек. Каждая из них — индивидуальность, каждая по-своему оригинальна. Они как женщины: одни ветреные, другие раскованные, есть талантливые и умные, расчетливые и простые. Как пестра палитра узоров на крыльях этих прекрасных созданий, так и разнообразны они сами по себе.
В соответствии с замыслом постановщиков пьесы — актеры появляются не из-за сценического занавеса, а проходят через зрительный зал, благодаря чему зрители становятся участниками всего действа. Мы в кабинете Казановы… а вот и на цветочной поляне вдыхаем ароматы цветов, пробуем вместе с ним нектар и наслаждаемся порханием бабочек. Незаметно для себя мы перевоплощаемся, теперь каждый зритель — это не сторонний наблюдатель, а участник. Мы переживаем за героя, фантазируем, пытаемся предвосхитить события и следуем за ним по пятам.
Вовсе не тривиальный сюжет пьесы подкрепляется интересной параллелью. Надсмотрщик — Бражник подшучивает над Казановой, который старается достать, дотянуться до очаровательных бабочек. Но парят они слишком высоко… Лишь в конце Казанова уводит с собой Нимфалиду (она же Лолита) — королеву, прекраснейшую бабочку, которую Гум (а по задумке автора - это прототип Набокова) вырастил специально для себя. В решающий момент, происходит выстрел, Гум целится в Казанову, чтобы не допустить потери Нимфалиды и…
Однако не стоит ожидать какого-то предсказуемого и необратимого финала, вывод каждый зритель — непосредственный актер, сделает для себя индивидуально. Но в одном мнения не разделились: дебют состоялся, у пьесы, безусловно, есть будущее.
Главное вот еще что, как заметил А. В. Макеев: «В основе спектакля — пьеса, а пьеса — это литература! Произведение, которое еще не опубликовано, но уже поставлено, вызывает интерес. Здесь как раз и есть наша современность. Это живое изучение литературы, непосредственное ее восприятие внутри зрительного зала. По-моему это интересно, это зрелищно!».
Это не только зрелищно и интересно. Театр — это кафедра, но кафедра не университетская, а та, которая открывает новые грани человековедения, если бы можно было выделить такую науку. Сразу вспоминаются слова Гадамера: «Подобно культу, театр является местом подлинного творения, — местом, где из нас делают и предъявляют нам в виде образа нечто такое, в чем мы ощущаем и узнаем реальность, превосходящую реальность нашего «Я». Здесь мы слышим голос истины, стоящей как бы над жизнью, освобожденной из забвения, неподвластной забвению. У древних язычников это совершалось в форме теофании, в христианском культе подобный смысл имеет причастие — и то же самое, но по-своему, продолжает совершать театр».
В повседневной жизни мы так же, как и актеры на сцене, перевоплощаемся по сотни раз за день, с невероятной скоростью не забываем сменять маски. Здесь, в театре, зритель приобретает опыт, который помогает двигаться и развиваться дальше, учит парить над обыденностью и позволяет достигать высокого полета, и для этого необязательно быть экстремалом. Уж мы-то знаем. Занавес.
Для справки. Половина россиян почти не посещает театры. По данным Всероссийского центра исследования общественного мнения, никогда не были в театре 29% россиян. Театралами себя считают 23% респондентов. Чаще всего интересуются спектаклями женщины, молодежь в возрасте 18 — 24 лет, обладатели высшего и неполного высшего образования и обеспеченные россияне.
РГСУ
Инна Бугаева, Екатерина Рубцова, Григорий Славников,
жур-д-2