Глазастые ромашки, рукастые дома и Король тараканов: Искусство петербургских улиц
На Апраксином дворе завелись тараканы, но звать дезинсекторов нет повода – они нарисованные.
Фиолетовые и рыжие тараканы в коронах появились по всему городу. Их можно найти на Апраксином дворе, Красноармейском мосту, Васильевском острове. Судя по всему, это очередной стрит-арт местных креативщиков.
Под уличным искусством, или стрит-артом (англ. street art) часто подразумевают граффити, однако это понятие гораздо шире: туда входят ещё и постеры, стикеры, скульптуры, трафареты и инсталляции.
Ранее художник из Казани Максим Гамма украсил Петербург ромашками. Их можно найти на стенах, телефонных будках и остановках. По словам самого художника, он пытается сделать городскую среду привлекательнее, поднять настроение горожанам. Примечательно, что сердцевина такой «ромашки» отсылает к работе Антона Синицы – Stamps for Another Country, почтовой марки несуществующей страны хорошего настроения, предназначенные для рассылки писем с хорошими эмоциями.
При этом уличное искусство — это не только попытка авторов украсить стену, заявить о себе или самовыразиться. Нередко оно носит остросоциальный характер. Так, на Васильевском острове у одного из домов «отросли» руки. Скульптуру в виде рук, зашивающих трещину в стене, создал художник Алексей Грибель, чтобы привлечь внимание к проблеме обветшания исторических зданий. Постройка, на котором появилась символическая скульптура – это Доходный дом К. Г. Чубакова, памятник архитектуры в стиле неоклассицизма.
Скульптуру на стене уничтожили буквально через несколько дней, после чего стену заштукатурили и покрасили. Однако этого явно недостаточно –здание остро нуждается в ремонте. Ситуацию усугубляет развернувшаяся рядом стройка: жители жалуются, что именно она является причиной увеличивающихся трещин на доме.
До этого аналогичная инсталляция появилась на Зверинской улице, близ сквера Виктора Цоя. Основой для неё также стало историческое здание, нуждающееся в реставрации. Как рассказал автор, на арт-объекты его вдохновила прогулка по центру города, где он увидел много ветхих домов, своим видом как бы взывающих о помощи. Но люди игнорируют проблемы домов, потому, по задумке художника, они «отращивают» руки и справляются сами.
Обе инсталляции на сегодня ликвидированы, за этим следит извечный антагонист уличного искусства – сфера ЖКХ. Порою их противостояние приобретает хронический характер, превращаясь в затяжную войну. Как, например, происходит с трансформаторной будкой на Литейном проспекте. На ней уже побывали портреты лидера ДДТ Юрия Шевчука и оппозиционера Алексея Навального, изображения персонажей фильма «Иван Васильевич меняет профессию», посвящение врачам ко Дню медицинского работника, и многое другое. Однако каждый раз граффити закрашивают представители компании «Россети Ленэнерго» по распоряжению администрации.
Помимо граффити и уличной инсталляции к видам стрит-арта также относят трафареты, постер-арты и муралы (большая по масштабу настенная живопись). Стикер-арт также выделяют в отдельное направление – это размещение небольших наклеек авторского дизайна на укромные места улицы. В отличие от граффити или трафаретов, стикеры менее долговечны и не наносят ущерба городскому имуществу, зато тиражируемы.
Примечательно, что именно в Санкт-Петербурге в 2013 году открылся первый в мире Музей стрит-арта, занимающийся сбором и хранением образцов уличного искусства, а также оказывающий помощь в воплощении проектов молодых художников. Это уникальное явление, ведь стрит-арт по своей сути является несанкционированным, зачастую протестным актом в публичном пространстве, а потому чаще уничтожается, чем сохраняется.