Почему именно бивень мамонта?
Для нас это материал, который позволяет в полной мере раскрыть любой наш творческий замысел, он внес особый вклад в стилистику скульптур. Такой же тонкости, выразительности, игры света и тени, пространственного ощущения не способен создать никакой другой материал.
К сожалению, в настоящее время значение бивня мамонта как эзотерического материала (каким он в первую очередь является для нас), практически утрачено, заслоняется его высокой стоимостью и из-за этого элитарностью этого материала.
Как правило, у большинства неискушенных людей бивень мамонта ассоциируется с современными сувенирными изделиями небольшого размера, в большинстве своем несущими примитивную смысловую нагрузку. Станковая скульптура из бивня мамонта – новое и потому непривычное явление в искусстве, которое трудно оценить однозначно. Наша стилистика работы с этим материалом на первый взгляд идет вразрез с его традиционным использованием в декоративно-прикладном искусстве. На самом деле мнимый отказ от традиций оборачивается их новым, современным переосмыслением и продолжением. Неоднозначная оценка, высокая эмоциональная вовлеченность означают, что наши скульптуры из одного из древнейших материалов по-прежнему помогают зрителю идентифицировать себя в современном мире, а значит, имеют тот же глубинный смысл, что и древние предметы силы.
Кость – один из древнейших материалов, используемых человеком. Первые предметы из кости были обнаружены на местах стоянок первобытных людей пятого-четвертого веков до нашей эры. Это были как бытовые, так и декоративные предметы, а также предметы культа: наконечники стрел, украшения, амулеты, ритуальные изображения животных.
Предметы из кости в древности считались символом победы человека над суровой природой и служили доказательством мужества и таланта охотника.
Со временем резьба по кости выделилась в самостоятельный вид художественного творчества, диапазон ее применения расширился: кость используется для изготовления рукоятей оружия, ювелирных украшений, инкрустаций, различных сувениров. В частности, для русской косторезной школы характерны такие изделия, как кубки, шкатулки, табакерки, небольшие фигурки животных.
В настоящее время резьба по бивню мамонта не является широко распространенным, массовым видом искусства. Диапазон применения этого материала в общей массе остается практически неизменным, не выходя за рамки декоративно-прикладного искусства.
А между тем, это необыкновенно пластичный и красивый материал, художественные возможности которого незаслуженно забыты, не используются из-за того, что недооценены большинством современных художников, и как следствие, зрителей.
Представленная работа называется "Грибной шаман" (Бивень мамонта, высота 21 см. Находится в частной коллекции).
"Грибной шаман" дал начало целой шаманско-психоделической линии, которая продолжается до сих пор, причем ее можно проследить во всех наших работах, даже не связанных с шаманизмом непосредственно. Сама скульптура представляет собой шамана, находящегося в трансе, как посредника между зрителем и потусторонним миром духов. В это время душа шамана путешествует по другим мирам, покинув тело. В композиции показано, как трансперсональные переживания шамана, начинаясь в энергетическом канале позвоночника, визуально формируются над головой в виде черепа фантастической птицы. В шаманизме существует представление о трех мирах: нижний, подземный - мир Змеи; средний, земной - мир Пумы; верхний, небесный - мир Орла. Череп птицы - метафора верхнего мира Орла, в котором происходит шаманское надчеловеческое путешествие.
Сайт Даниила и Татьяны Артюховых