Особенности современных экскаваторов
Развитие экскаваторостроения идет по пути создания машин одноковшового типа периодического действия, а также многоковшовых машин непрерывного действия. Современные одноковшовые экскаваторы строят преимущественно на гусеничном, колесном и шагающем ходах. Железнодорожный ход для одноковшовых экскаваторов не применяется. Одноковшовые экскаваторы на плавучем основании выполняются также чрезвычайно редко, вследствие ограниченной возможности их использования.
Емкость ковшей одноковшовых экскаваторов принимается:
для универсальных экскаваторов - в пределах 0,15— 4.0 куб. м.
для мощных экскаваторов - в пределах 4—35 куб. м.
Конструктивный вес одноковшовых экскаваторов получается в пределах 2,0 — 4500 т.
Одноковшовые экскаваторы с ковшом малой и средней емкости (0,15—3,0 куб. м.) обычно выполняются как машины универсального применения, но желанию заказчика могут быть снабжены комплектом или каким-либо видом рабочего оборудования (прямая лопата, обратная лопата, струг, драглайн, копер, грейфер и кран).
Одноковшовые экскаваторы с ковшом большой емкости (более 3-4 куб. м.), как правило, выполняются для специального использования и снабжаются только одним видом рабочего оборудования (прямая лопата или обратная лопата).
Многоковшовые экскаваторы чаще всего выполняются как гусеничные экскаваторы и на железнодорожном ходу, а также на понтоне. Многоковшовые колесные экскаваторы применяют крайне редко и используют только как погрузчики и канавокопатели. Многоковшовые экскаваторы на шагающем ходу не применяются.
Емкость ковшей многоковшовых экскаваторов принимают в пределах 10—1600 л.
Откатку породы от всех типов экскаваторов обычно производят рельсовым и безрельсовым транспортом с применением механической тяги. Вскрышные экскаваторы имеют собственные средства для перевалки грунта в места отвала.
Для быстрой переброски малых и средних типов экскаваторов применяют специальные прицепные повозки (трейлеры, спецплатформы и т. п.), переносимые тягачами.
Можно наметить следующие два направления развития экскаваторостроения:
1. Специализация экскаваторов, т. е. создание машин, наиболее приспособленных к той работе, для которой они предназначены с учетом условий, в которых машины будут работать.
Это в первую очередь относится к экскаваторам большой мощности и высокой производительности.
Такое направление обеспечивает высокую производительность каждой единицы строительной техники и всего парка однотипных машин и снижает себестоимость единицы труда.
При увеличении емкости ковша экскаватора его производительность растет быстрее, чем денежные издержки, связанные с работой экскаватора, а, следовательно, себестоимость единицы труда при укрупнении машин уменьшается. Вместе с этим обычно уменьшается и трудоемкость работы.
В последнее время все чаще используют одноковшовые экскаваторы с ковшом емкостью 6, 8, 10, 15. 20 куб. м. и более, дающие высокую производительность и относительно низкую стоимость переработки грунта.
2. Универсализация экскаваторов, т. е. наделение их сменным рабочим оборудованием, дающим возможность использовать экскаватор по различному назначению: прямая лопата и обратная лопата, струг, засыпатель и выравниватель, кран, драглайн, грейфер, копер, трамбовщик и др. При этом на смену рабочего оборудования должно затрачиваться минимальное время. Это в первую очередь относится к экскаваторам малой и средней мощности.
Статья в оригинале Аренда спецтехники Фотографии строительной техники