Социальная политика современности
Опыт США показывает, что для уклонения от уплаты налогов богатыми людьми существуют многочисленные возможности. Например, мультимиллионеры предпочитают значительную часть своих личных расходов относить на счет издержек контролируемых ими компаний. Часть накопленного ими имущества передается в распоряжение благотворительных фондов и не подлежит обложению налогами, тогда как фактическое использование остается в руках мультимиллионеров. Значительная часть регистрируемых доходов поступает от прироста капитальной стоимости ценных бумаг, недвижимости, предметов искусства и т.п., т.е. от разницы между покупной ценой и ценой реализации. Эта разность облагается в США намного меньшим налогом, чем доход от дивидендов, ренты и других «прямых» доходов. Значительная часть доходов поступает от «оффшорных» владений, т.е. от собственности в небольших странах с заведомо низкими налогами (их в США называют «налоговым раем»).
Доклад РАН рекомендует ввести налог на крупную недвижимость, принадлежащую частным лицам, исключив из нее основное жилье и садово-огородные участки. Поступления от этого налога предлагается передавать в распоряжение местных бюджетов и использовать для поощрения мелкого и среднего бизнеса в целях создания новых рабочих мест. Доклад также рекомендует повысить налогообложение коммерческих банков, страховых и торговых компаний. Известно, что в настоящее время на банки приходится лишь 2% всех налоговых поступлений государственного бюджета, тогда как на промышленность падает две трети всех налоговых сборов. Такая неравномерность ставит финансовые институты в привилегированное положение. РАН рекомендует использовать повышенный налог на них для кредитования покупок потребителями предметов длительного пользования, в том числе материалов и оборудования для строительства индивидуального жилья. Предлагается также постепенно в течение 5—7 лет довести минимальную заработную плату до уровня, достаточного для покрытия минимальных потребностей.
Наконец, доклад содержит предложение о постепенном возврате (компенсации) населению трудовых сбережений (вкладов в сберкассах), потерянных в результате гиперинфляции 1992—1994 годов. Хотя немедленная полная компенсация потерянных сбережений, по-видимому, нереальна, вполне возможны варианты, при которых эти сбережения возмещались бы в виде государственных облигаций, которые погашались бы в течение длительного времени. Нечто подобное осуществлено с внешними долгами России. Между тем размер последних (130 млрд. долл., или 7800 млрд. руб., существенно превышает потерянные внутренние сбережения — 4500 млрд. руб.).
Другое направление социальной политики касается области пенсионного законодательства. В настоящее время средняя пенсия в России в 2,6 раза меньше средней заработной платы и на 25% ниже официального прожиточного минимума. При большом разбросе в размерах пенсий по различным категориям подавляющее большинство пенсионеров, т.е. лиц преклонного возраста, влачит нищенское существование. Вместе с тем поступления налогов в государственный пенсионный фонд находятся на низком уровне из-за общего кризиса и стагнации в экономике. Поэтому постоянно раздаются требования о проведении пенсионной реформы, суть которой — перевести пенсионное дело на самоокупаемость. Такой порядок предполагает, что в течение своей трудовой жизни каждый гражданин вносит определенную часть своего дохода в страховой фонд, из которого и выплачивается его пенсия по наступлении соответствующего возраста. Нынешняя система, унаследованная от социализма, предполагает автоматическую выплату пенсий государством в некоторой пропорции к последнему заработку с учетом стажа работы, но вне прямой связи с систематическими отчислениями отдельных лиц.
Хотя в этом предложении имеется определенный смысл, переход к новой системе возможен только на протяжении длительного периода, т.к. большинство нынешних пенсионеров и тех, которые вскоре станут пенсионерами, до сих пор таких отчислений в пенсионный фонд не делали, считая, что они автоматически делаются за них государством из общих отчислений предприятий на социальное страхование. Поэтому переход к системе пенсионной самоокупаемости может быть только постепенным. При этом обязательства внебюджетного Пенсионного фонда распространялись бы только на трудовые пенсии. Имеется в виду, что пенсионная система постепенно, в течение достаточно длительного периода, перейдет от коллективной и обязательной к добровольной системе, где размер пенсии будет зависеть не от стажа работы, а от длительности индивидуального страхования.
Klavdiy Nikolayshuk. Источник; Экономические теории почта: nikolayshukisklavdiy@gmail.com