История наружной рекламы в России: от 17-го века до наших дней
Достоверные источники указывают на то, что наружная реклама появилась еще в самом начале нашей Эры. В древнегреческом городе Эфес (современная Турция) одна из плиток на мостовой оповещала пешеходов о наличии неподалеку публичного дома. На ней была изображены женщина и сердце, а сторону, в которую следовало двигаться желающим, задавала изображенная человеческая ступня.
Что касается наружной рекламы на Руси, до нас дошли сведения, датированные началом семнадцатого века. Роль рекламного носителя выполнял лубок, который и оповещал о предоставляемых услугах и новых товарах на продажу. Также повсюду встречались красивые витрины, забитые под завязку товарами. Количество выложенного товара являлось показателем успешности купца, а, следовательно, пользующегося наибольшим спросом у населения. Народ, в основном, тогда был неграмотен, поэтому текстовая реклама, с точки зрения “древнерусского маркетинга”, была малоэффективна.
В начале восемнадцатого века по Москве начали распространяться так называемые “предметные” вывески: например, бутафорский башмак указывал на наличие обувной мастерской, а часы – на оказываемые услуги часовщика. Также использовались прародители рекламных щитов, содержащие информацию о заведении и наглядный рисунок. Понятие “бренд” тогда было не так актуально, но некоторые заведения также сообщали и о своем названии. В 1705 году в Москве была установлена первая полноценная рекламная вывеска.
На рубеже восемнадцатого и девятнадцатого веков зародилось нынешнее согласование наружной рекламы – занимался выдачей документов созданный из рабочих артелей ремесленный совет. Считается, что тогда же и начали складываться традиции современной наружной рекламы, дожившие и до наших дней. Оно и понятно, ведь всем деловым людям пришлось подстраиваться под определенные стандарты и требования.
Сейчас никого не удивишь многочисленными фестивалями рекламы. Однако рекламная выставка “Петербург-1987” вызвала небывалый по тем временам ажиотаж. На международной (!) выставке были представлены более семисот афиш и плакатов разных авторов. В девятнадцатом веке также начали появляться штендеры и афишные тумбы, по-настоящему украшающие город. Однако это, в основном, относилось к двум столицам: в провинции по-прежнему в фаворе были лубочные вывески.
В начале двадцатого века начали открываться первые мастерские по изготовлению вывесок. Писание вывесок теперь считалось отдельным ремеслом, требующим определенной подготовки. Примечательно также участие всем известного поэта в процессе развития наружной рекламы в России. Как вы могли догадаться, речь идет о товарище Маяковском: Владимир Владимирович создал бесчисленное множество рекламных слоганов для госучреждений.
До некоторого времени под термином “световая реклама” подразумевался…простой плакат, освещенный в темное время суток прожектором! Однако в 1932 году “Свето-художественный завод” СССР выпустил свою первую газосветную вывеску. К слову, этот завод был образован в целях производства газосветных вывесок в промышленных масштабах. И именно тогда зародилось понятие “типовая вывеска” – недорогая вывеска, выполненная по определенному шаблону.
В пятидесятых государство стало уделять повышенное внимание развитию газосветных вывесок. МинТорг СССР даже выпустил распоряжение “О развитии и улучшении газосветной торговой рекламы” с четко прописанными инструкциями по эксплуатации, техническому обслуживанию и т.д. Чуть позднее, в 60-70 годах, появляются такие организации, как “СоюзТоргРеклама”, ”РосТоргРеклама” и многие другие. Наибольшее распространение получают типовые вывески-кронштейны, позволяющие размещать рекламную информацию с двух сторон.
Как видите, даже не самая богатая история российско-советской наружной рекламы способна уместиться в самостоятельный рассказ. Наружная реклама – это наглядное отражение спроса и предложения для всех времен, всех культур и национальностей.
наружная реклама