Главный Каталог Статей РФ
85933 авторов, размещено 47073 статей, сейчас на сайте пользователей: 89 Статистика
Аватар neon3394

Художники – иллюстраторы России

Категория:  Литература  | Автор:  neon3394 | Опубликовано: 05.06.2009

На каждом листе, помимо рисунков, художник давал множество интереснейших начертаний одной и той же буквы, среди которых всегда выделялась крупная буквица в виде фигур людей. Букву «ять» изображал воин с пращой, буква «М» состояла из фигур мужчины и женщины, взявшихся за руки, букву «Ш» составляли три фигуры и т. д. Рядом с хорошо знакомыми любому человеку XVII столетия предметами и явлениями художник помещал на своих гравюрах изображения не только обычных зверей и птиц, рыб и растений, утвари и архитектурных сооружений, но и заморских зверей, мифологические чудища, целое военное сражение.

На протяжении почти трех столетий, с начала XVII века до начала XX века, роль иллюстрированной книги для детей народа играли русские народные картинки, которые назывались еще лубками и «потешными листами». Однако лубки все же предназначались в первую очередь для взрослых, а кроме того, полностью заменить собою книг не могли. До середины XIX века детская иллюстрированная книга была дорогой и предназначалась главным образом для имущих слоев общества. Со второй половины XIX века выпуском иллюстрированных книг для детей уже занимаются крупные капиталистические издательские и типографские предприятия, а возросший уровень полиграфической техники позволяет снизить цену книг и печатать их относительно большими тиражами. Однако художественный уровень этих изданий в подавляющем большинстве был низким. Большая часть иллюстраторов поставляла дешевую ремесленническую продукцию. Но были художники и более серьезного плана. Среди иллюстраторов конца XIX века особой известностью пользовались И. С. Панов, Н. Н. Каразин и Е. М. Бем.

В конце XIX века к иллюстрированию произведений детской литературы обращаются крупнейшие русские художники-живописцы И. Е. Репин, В. И. Суриков, М. В. Нестеров, В. А. Серов, В. М. Васнецов, В изданиях для детей проявилось реалистическое мастерство этих художников, глубина их идейных демократических позиций. Однако участие мастеров (за исключением Нестерова и Васнецова) в оформлении детских изданий было эпизодическим. В своей оформительской практике они исходили из традиций не книжного, а станкового рисунка, т. е. рисунка, не предназначенного специально для книги. Из книг, оформленных известным русским живописцем Виктором Михайловичем Васнецовым (1848—1926), наибольший интерес представляет вышедшая в 1899 году, к 100-летнему юбилею со дня рождения А. С. Пушкина, «Песнь о вещем Олеге», которая неоднократно затем переиздавалась. Оформление книги было задумано в виде древней рукописи. Картинки должны были представлять собою как бы миниатюры этой рукописи. Страницы были украшены орнаментальными заставками, буквицами. Текст «Песни» был красиво написан в духе древнерусского письма молодым талантливым художником В. Д. Замирайло, а затем воспроизведен на страницах книги. Большой вклад в историю русской книжной графики внес М. А. Врубель своими иллюстрациями в конце XIX века к произведениям Лермонтова, Пушкина. Решающий поворот в развитии русской иллюстрированной детской книги связан с деятельностью художников Е. Д. Поленовой, С. В. Малютина и мастеров художественного объединения «Мир искусства».

Елена Дмитриевна Поленова (1850—1898), обратившись к русскому сказочному фольклору, записывала в деревнях народные сказки, совершала специальные путешествия в глухие лесные места русского Севера, во время которых много рисовала и писала красками, используя затем некоторые материалы при работе над книгами. Е. Д. Поленова оформила записанные ею сказки «Война грибов», «Сынко Филипко», «Отчего медведь стал куцый» и др., а также делала иллюстрации к потешкам и прибауткам. Подлинным новаторством в искусстве оформления детской книги были произведения Сергея Васильевича Малютина (1859— 1937), который своими поисками в этой области был во многом предшественником больших мастеров, работавших в детской книге уже в советское время. В цветных акварельных рисунках к книжке «Ай ду-ду!» (1899) Малютин не только глубоко передал самые существенные стороны народного поэтического и сказочного творчества, но и первым подошел к созданию графических образов, которые соединили в себе крайнюю простоту (на первый взгляд как бы даже «неумелость» исполнения) с большой и убедительностью активному восприятию ребенка 

В начале XX века лучшие достижения в графике детской книги связаны с деятельностью художественного объединения «Мир искусства». Один из руководителей этого объединения — художник, критик и историк искусства Александр Николаевич Бенуа (1870—1960) создал лучшую в России тех лет художественную азбуку, которая вышла в 1904 году под названием «Азбука в картинках». В «Азбуке» нашли отчетливое воплощение многие принципы иллюстрирования и качества, присущие детской книге «Мира искусства» вообще: высокая художественность, внешняя нарядность книги, стремление дать материал, богатый по содержанию, иногда достаточно сложный, но поданный увлекательно, живо, весело. По мысли художников «Мира искусства», обучение и воспитание должно осуществляться через развлечение, радость, через приобщение к искусству и красоте.

В 1900-х годах из графиков, связанных с «Миром искусства», больше всех занимался оформлением сказок Иван Яковлевич Би-либин (1876—1942). Его книжки роскошно печатались и внешне выглядели очень нарядно. В своих рисунках художник отказался от светотени. Изображение создавалось с помощью отточенного перового рисунка и многоцветной раскраски, при которой каждый цвет занимал поле, строго ограниченное контуром. Предпочтение цвета светотени в книгах Билибина, Поленовой и Малютина в известной мере предвосхищало открытие много лет спустя особенности детского восприятия, которая требует такого преимущества цвета. Однако чрезмерная дробность изображения, превращение его иногда в несколько отвлеченный узор у Билибина нередко затрудняют зрительное восприятие рисунка и снижают выразительные возможности иллюстраций.

Вместе с тем работы Билибина хорошо связывались с книжной страницей (т. е. были «книжны»). Самим своим видом: обилием орнаментальных украшений, затейливых буквиц, рисованным шрифтом и изображением быта старой Руси — сказочные книжки Билибина должны были подготовить читателя к вхождению в атмосферу векового предания, былины, сказки. В оформлении художника были изданы народные сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Белая уточка», «Марья Моревна», «Василиса Прекрасная», «Перышко Финиста Ясна-Сокола» и т. д., былины о Добрыне Никитиче и Илье Муромце, а также «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о Золотом петушке» Пушкина.

Кроме уже упомянутых художников, в детской книге работали и другие мастера «Мира искусства»: М. В. Добужинский, Г. И. Нарбут, С. В. Чехонин, Е. Е. Лансере.

До сих пор переиздается с рисунками Дмитрия Николаевича Кардовского «Каштанка» А. П. Чехова (1903). Кардовский сделал 55 иллюстраций. Рисунки хорошо передают быт изображаемой эпохи, подробно и обстоятельно раскрывают все основные моменты сюжета.


Комментарии
К этой статье пока нет комментариев. Станьте первым! У нас гости не могут комментировать статьи. Пожалуйста авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы прокомментировать.
Интересные статьи по теме
Аватар Kseniya Si
Как создать писательский бренд Что такое авторский личный бренд, зачем он писателю, и что в него входит...
Категория: Литература | Автор: Kseniya Si | Добавлено: 25.09.2021
Аватар Kseniya Si
Литературные жанры вчера, сегодня, завтра Краткий анализ исторического развития жанров мировой и отечественной литературы...
Категория: Литература | Автор: Kseniya Si | Добавлено: 17.04.2021
Аватар ymyatina
Путь к мечте через личный бренд Как пройти путь от самиздата до бестселлера и открыть свое литературное агентство....
Категория: Литература | Автор: ymyatina | Добавлено: 19.08.2022
Аватар hyaenidae
Что такое сказка, общее определение В данной статье мы постараемся дать максимально кратко и понятно самому широкому кругу читателей определение известному литературному жанру - сказке. Постараемся лаконично ответить на вопрос: что же т...
Категория: Литература | Автор: hyaenidae | Добавлено: 07.10.2008
Аватар palahniuk
Анализ произведения Чака Паланика Удушье Те кто читал сзади аннотацию, хочу сказать - не верьте ей. Большинство из того что там написано, есть чушь! К примеру взять слова "Молодой мошенник". Лично я бы не назвал Виктора мошенником, потому ка...
Категория: Литература | Автор: palahniuk | Добавлено: 10.02.2010
Лучшие авторы
Аватар azart.tech
Кто мы
Современное объединение профессионалов, ...

Читать

Аватар 25amsi
Моя компания, Всем о ремонте, предоставляет полный...

Читать

Аватар Grey-Ua
Делюсь всем, что знаю и не жалею ни о чем!

Читать

Аватар Анастасия Воронцова
Писательница, автор множества статей. Входит в дес...

Читать

Аватар Somersett
Агентство визуальных коммуникаций Somersett предла...

Читать

Свежие комментарии
Талантливый человек талантлив во всём! Будь как Паша! А ещё ты можешь ...

Читать

Можно выбрать.

Читать

Ой, шутник.

Читать

https://priornews.ru/zastrojshhik-iz-hmao-sravnil-ufas-s-prestupnoj-gr...

Читать

https://ura-news.turbopages.org/turbo/ura.news/s/news/1052688335

Читать

Напишите нам