Техническое обслуживание спецтехники
Сегодня в связи с сокращением оборотных средств у предприятий и, как следствие, невозможностью приобретения новой спецтехники на первый план выходит вопрос ее правильной эксплуатации и поддержания работоспособности. Основным средством для этого является проведение регулярного технического обслуживания и незамедлительного ремонта при выявлении неисправностей. В связи с этим необходимо более ответственное отношение к технике со стороны операторов и механиков, которые должны не только стремиться к максимально аккуратной и эффективной работе на технике, но и ежедневно следить за ее техническим состоянием.
До начала эксплуатации техники оператор должен пройти обучение работе на ней. Он должен уметь не только передвигать рычаги, но и знать, как делать это максимально эффективно, понимать показания всех датчиков, включая коды неисправностей, а также незамедлительно сообщать о снижении производительности техники или иных «странностях» в ее работе. От оператора в первую очередь зависит возможность выявления неисправностей на самых ранних стадиях, когда стоимость ремонта еще относительно низка. При начале каждой смены оператор должен выполнить следующее:
- Внешний осмотр, проверка комплектности и состояния крепления сборочных единиц и составных частей, особенно крепление дизеля, коробки передач, редукторов, колес.
- Очистка и мойка машины.
- Проверка уровня топлива в топливном баке.
- Проверка уровня рабочей жидкости в гидравлическом баке.
- Проверка уровня масла в коробке передач.
- Проверка состояния колес и шин, давления в шинах.
- Проверка состояния рукавов гидросистем рулевого управления, рабочего оборудования и тормозов.
- Контроль работоспособности дизеля и органов управления им.
- Запуск дизеля и проверка его работы.
- Проверка и опробование работы всех систем машины на холостом ходу.
- Проверка показаний приборов.
Зачастую проведением ежесменной проверки грубо пренебрегают, что приводит к поломке дорогих узлов машин (двигатель, КПП) и ее простою.
Еще одной распространенной бедой отечественных компаний является нежелание операторов перенастраивать технику на новый режим, наиболее подходящий к данному виду работ. Отчасти это происходит из-за неполного освоения всех функций техники, отчасти из-за банальной лени. В результате этого техника работает на одном режиме, независимо от выполняемой работы, что приводит к ее преждевременному износу и частым поломкам. Необходимо помнить, что сегодня времена халатного отношения к технике прошли.
Это же в полной мере необходимо адресовать и штатным механикам, обслуживающим технику. Использование жидкостей, не соответствующих климатическим условиям, смешение жидкостей с разными характеристиками, несвоевременное проведение технического обслуживания, некачественное выполнение работ – все это составляет значительную долю причин поломок техники. Чаще всего на заводской брак в технике приходится не более 3% от всех поломок, все остальное халатность и человеческий фактор.
Одной из наиболее распространенных ошибок персонала, ответственного за обслуживание техники, является несвоевременное и неполное проведение сезонного техобслуживания. Зачастую отсутствует точный и полный перечень необходимых работ, которые проводятся по принципу "что вспомнили".
Перечень видов работ осенне-зимнего и весенне-летнего технического обслуживания следующий:
Операции осенне-зимнего технического обслуживания:
- проверить работу системы отопления кабины
- довести плотность электролита в аккумуляторной батарее до зимней нормы, плотность должна соответствовать климатическому району;
- промыть топливный бак и заполнить его зимним сортом топлива;
- промыть гидробак, картеры мостов и заменить рабочую жидкость и смазку в соответствии с сезоном;
- заменить масло в картере дизеля с летнего сорта на зимнее;
- разобрать, прочистить и смазать замки и петли дверей;
- проверить состояние жгутов и проводов;
- выполнить смазочные работы СТО.
Операции весенне-летнего технического обслуживания
- промыть систему охлаждения, удалить накипь, залить в систему охлаждения подходящий антифриз, открыть шторку радиатора, антифриз должен быть на уровне верхнего бачка радиатора;
- отключить отопитель кабины, установить вентилятор и проверить его работу;
- довести плотность электролита в аккумуляторной батарее до летней нормы, плотность должна соответствовать климатическому району;
- промыть топливный бак и заполнить его летним сортом топлива;
- промыть гидробак, картеры мостов, заменить рабочую жидкость и смазку в соответствии с сезоном;
- заменить масло в картере дизеля с зимнего сорта на летнее;
- проверить состояние жгутов и проводов;
- выполнить смазочные работы СТО.
Источник: Восточная Логистика. Ремонт спецтехники XCMG, запчасти на XCMG.