Каталог Статей
41255 авторов, размещено 42988 статей, сейчас на сайте пользователей: 54 Статистика
Аватар mobail

Рекультивация земель

Категория:  Недвижимость  | Автор:  mobail | Опубликовано: 01.08.2010

Рекультивация земли: Специфичные расходыСовременное законодательство содержит довольно жесткие требования к недропользователям в части бережного отношения к земле. Обязательным условием недропользования является рекультивация земельных участков. Так, оформление горного отвода организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности предоставляется только после утверждения проекта рекультивации земель с планом соответствующих мероприятий. При этом специфика деятельности этих предприятий, связанная с использованием недр, такова, что мероприятия по рекультивации осуществляются зачастую после окончания строительства объектов. При этом приходится считаться с климатическими условиями. Данная статья посвящена особенностям признания расходов на рекультивацию в бухгалтерском и налоговом учете. На первый взгляд учет прост В целях охраны земель собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот (пп. 6 п. 1 ст. 13 ЗК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 37 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды. Одним из таких требований является проведение рекультивации по окончании строительных работ. Так, согласно ст. 38 данного закона запрещается ввод в эксплуатацию объектов без завершения предусмотренных проектами работ по рекультивации земель. Таким образом, действующим законодательством в области охраны окружающей среды установлен запрет на ввод в эксплуатацию объекта без завершения работ по рекультивации земли, что, в свою очередь, обуславливает необходимость включения затрат на рекультивацию в смету на строительство объектов. Соответственно, расходы на рекультивацию как расходы, непосредственно связанные с созданием объекта, на основании п. 8 ПБУ 6/01 "Учет основных средств"*(1) включаются в первоначальную стоимость объекта основных средств. В налоговом учете расходы на рекультивацию, осуществленные до ввода построенных объектов в эксплуатацию, с учетом положений п. 1 ст. 257 НК РФ также формируют первоначальную налоговую стоимость основных средств. Практические сложности Приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ N 525 и Комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству N 67 от 22.12.1995 утверждены Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы (далее - Основные положения о рекультивации). Согласно п. 4 этого документа рекультивация для сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других целей, требующих восстановления плодородия почв, осуществляется последовательно в два этапа: - технический; - биологический. Технический этап предусматривает планировку, формирование откосов, снятие и нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для дальнейшего использования рекультивированных земель по целевому назначению или для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв (биологический этап). Биологический этап включает комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы. В пункте 7 Основных положений о рекультивации приведен перечень расходов, включаемых в затраты на рекультивацию. В числе таких расходов указаны, в частности, затраты на: - ликвидацию промышленных площадок, транспортных коммуникаций, электрических сетей и других объектов, надобность в которых миновала; - приобретение и посадку саженцев; - восстановление плодородия рекультивированных земель, передаваемых в сельскохозяйственное, лесохозяйственное и иное использование (стоимость семян, удобрений и мелиорантов, внесение удобрений и мелиорантов и др.); - деятельность рабочих комиссий по приемке-передаче рекультивированных земель (транспортные затраты, оплата работы экспертов, проведение полевых обследований, лабораторных анализов и др.); - другие работы, предусмотренные проектом рекультивации, в зависимости от характера нарушения земель и дальнейшего использования рекультивированных участков. Из вышесказанного очевидно, что рекультивация - процесс сложный, требующий соблюдения определенных этапов, учета особенностей климатических зон, где ведется строительство объектов, занимающий достаточно длительный период времени. Все это приводит к тому, что на практике зачастую рекультивация земель проводится после ввода в эксплуатацию построенных объектов. Например, законченная строительством эксплуатационная скважина на месторождении углеводородного сырья может начать эксплуатироваться по своему назначению до окончания проведения работ по рекультивации земли. И связано это в первую очередь с особенностями климатических условий территорий Российской Федерации и мероприятий, входящих в комплекс работ по рекультивации. Как же быть в этом случае с признанием затрат на рекультивацию, ведь законодательство по бухгалтерскому учету содержит закрытый перечень случаев, при которых первоначальная стоимость объектов подлежит изменению, и рекультивация к ним не относится? Насколько вообще правомерен ввод в эксплуатацию построенных объектов и принятие их в состав основных средств до окончания работ по рекультивации? Порядок приемки в эксплуатацию законченных строительством (реконструкцией, расширением) объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий и сооружений) установлен СНиП 3.01.04-87 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения"*(2). Согласно п. 1.8 СНиП 3.01.04-87 при плановом вводе объектов в эксплуатацию в I и IV кварталах (а для северной зоны России и в апреле) и соблюдении нормативных сроков строительства разрешается перенос сроков выполнения отдельных видов работ согласно приложениям 6 и 7. В соответствии с приложением 6 озеленение застраиваемых территорий выполняется в ближайший благоприятный агротехнический период, следующий за моментом ввода объекта в эксплуатацию. При этом в приложении 7 перечислены так называемые северные зоны. К ним отнесены, например, Мурманская область, Карельская АССР, Архангельская область, Коми АССР, север Тюменской области (Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, север Томской области (районы Александровский, Бакчарский, Верхнекетский, Каргасокский, Колпашевский, Кривошеинский, Парабельский, Молчановский, Чаинский), север Красноярского края (Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа, районы Туруханский, Енисейский, Богучанский, Кежемский, Мотыгинский), север Иркутской области (районы Катангский, Бодайбинский, Казачинско-Ленинский, Киренский, Мамско-Чуйский, Нижнеилимский, Усть-Илимский, Усть-Кутский, Братский) и другие. Однако приведенные СНиП предназначаются исключительно для бюджетного строительства и не учитывают действующего законодательства и многообразия экономических отношений в инвестиционно-строительной деятельности. В связи с чем Письмом Госстроя России от 09.07.1993 N БЕ-19-11/13 было рекомендовано применять Временное положение по приемке законченных строительством объектов. Но этот документ был отменен Письмом Госстроя России от 31.10.2001 N СК-5969/9. Позднее Письмом от 05.11.2001 N ЛБ-6062/9 Госстрой РФ разъяснил, что объекты, для которых ведомственные документы по приемке отсутствуют, принимаются в порядке, установленном территориальными строительными нормами (ТСН), принятыми органами власти некоторых субъектов РФ в соответствии со СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве"*(3) и зарегистрированными Госстроем РФ. Если такие ТСН на территории отсутствуют, следует руководствоваться названными выше СНиП 3.01.04-87. При этом приемочные комиссии для производственных объектов бюджетного финансирования назначаются министерствами и ведомствами - государственными заказчиками и соответствующими администрациями, а для объектов внебюджетного финансирования - инвесторами. В связи с чем автор считает, что при отсутствии каких-либо ведомственных документов по приемке объектов строительства во взаимосвязи с рекультивационными мероприятиями подлежат применению территориальные строительные нормы (при их наличии). Например, Постановлением Администрации Тюменской обл. от 29.03.2004 N 11-пк утверждены ТСН 12-324-2004 Тюменской обл. "Порядок приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов недвижимости на территории Тюменской области". Согласно п. 4.1.13 этого документа на объектах, принимаемых в эксплуатацию в зимнее время (с 1 ноября по 1 апреля) по решению приемочной комиссии (инвестора - при приемке без комиссии), допускается переносить сроки выполнения отдельных видов работ сезонного характера на весенне-летний период. При этом в силу п. 3.15 ТСН Тюменской обл. под зимним временем приемки объектов в эксплуатацию понимается неблагоприятный период для производства работ по отделке фасадов, благоустройству и озеленению территории, включающий период с 1 ноября по 1 апреля. Однако данные ТСН действуют только на территории Тюменской области, за исключением Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов. Для территории Пуровского района Постановлением главы района от 26.04.2006 N 70 утверждено Положение "О порядке ввода в эксплуатацию объектов строительства на территории муниципального образования Пуровского района". Согласно п. 3.9 этого положения на территории Пуровского района на объектах, принимаемых в эксплуатацию в зимнее время, допускается перенос сроков выполнения работ на ближайший весенний либо летний период, но не позднее октября. В некоторых субъектах РФ установлен более длительный зимний период, в течение которого при приемке объектов допускается осуществлять перенос выполнения отдельных работ на весенне-летний период. Например, согласно п. 4.6 ТСН 12-323-2003 Архангельской обл. (утверждены Постановлением Администрации Архангельской обл. от 17.07.2003 N 107) при приемке законченных строительством объектов в эксплуатацию в период с октября по май, при соблюдении нормативных сроков строительства, разрешается перенос сроков выполнения работ по устройству верхнего слоя мягкой кровли, работ по озеленению территории и др. на период с июня по сентябрь в пределах одного сезона. Таким образом, на территориях, где отсутствуют территориальные строительные нормы, в которых были бы определены периоды рекультивационных работ, с учетом указанных выше разъяснений Госстроя РФ, по мнению автора, можно руководствоваться положениями СНиП 3.01.04-87. Что же дает такой подход на практике? То, что в зависимости от места строительства и времени окончания строительства объекта рекультивацию можно переносить на благоприятный климатический период. Но при этом важно к каждому объекту строительства подходить индивидуально, рассматривая как место его расположения и период окончания строительных работ, так и наличие различных нормативных документов на соответствующих территориях. Автор также рекомендует при установлении сроков рекультивации в проектах ориентироваться на ближайший благоприятный агротехнический период, следующий за моментом ввода объекта в эксплуатацию. При этом срок рекультивации нужно определять в течение такого временного периода, который позволит выполнить все запланированные мероприятия (о соизмеримости объема работ со сроками их выполнения сказано также в Постановлении ФАС ЗСО от 15.12.2005 N Ф04-8956/2005(17820-А81-23)). Учитывая вышеизложенное, например, на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, поскольку специального порядка на этой территории не установлено, а законодательством РФ запрещен ввод в эксплуатацию объектов без проведения рекультивации нарушенных при строительстве земель, введение в эксплуатацию объектов в период с октября по апрель без завершения работ по рекультивации земель правомерно, но только при условии переноса выполнения этих работ на ближайший весенне-летний период. При этом следует оформлять перенос срока проведения работ по рекультивации соответствующим распорядительным документом. Если на территории Ямало-Ненецкого АО или Тюменской области объекты были введены в эксплуатацию не в период с октября по апрель, то введение их в эксплуатацию без выполнения комплекса рекультивационных работ следует признать совершенным с нарушением действующего законодательства. Соответственно, в зависимости от соблюдения законодательства расходы по рекультивации подлежат учету в следующем порядке. 1. Если сроки рекультивации правомерно перенесены на ближайший климатический период, когда возможно осуществление соответствующих работ, и при этом объект вводится в эксплуатацию и зачисляется в состав основных средств до окончания рекультивации - затраты по рекультивации как расходы, обоснованно возникающие в процессе производства, могут быть отнесены в расходы по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99 "Расходы организации"*(4)). В налоговом учете в соответствии с п. 2 ст. 261 НК РФ расходы на возмещение комплексного ущерба, наносимого природным ресурсам землепользователями в процессе строительства и эксплуатации объектов, включаются в состав прочих расходов равномерно в течение пяти лет, но не более срока эксплуатации. По окончании работ по договору с подрядчиком осуществленные расходы по данному договору включаются в состав прочих расходов с 1-го числа месяца, в котором подписан последний акт выполненных работ с подрядчиком по этому договору (п. 3 ст. 325 НК РФ). 2. Если объект введен в эксплуатацию без рекультивации неправомерно - в бухгалтерском учете отсутствуют основания учитывать в составе расходов по обычным видам деятельности затраты на рекультивацию как расходы, связанные с созданием объекта основных средств, но понесенные после ввода объекта в состав основных средств. Более того, когда приемка в эксплуатацию объектов не в зимний период была проведена ошибочно, то есть в нарушение требований законодательства, то, по мнению автора, соответствующие документы по приемке следует признать недействительными с момента составления на основании распоряжения (заключения), подписанного теми же лицами, которые подписывали их первоначально. После этого по окончании всех рекультивационных мероприятий нужно вновь оформить все документы по вводу в эксплуатацию завершенных строительством объектов, а затраты на рекультивацию включить в первоначальную стоимость объекта. В целях налогового учета в данном случае важно принять во внимание положения п. 5 ст. 270 НК РФ о том, что при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде расходов по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества. Как правило, расходы на рекультивацию включаются в проект строительства. В ситуации, когда объект введен в эксплуатацию без рекультивации неправомерно, затраты на последующую рекультивацию с учетом положений п. 5 ст. 270 НК РФ, по мнению автора, следует квалифицировать как расходы, не учитываемые при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. И только если документы по приемке объекта будут переоформлены в соответствии с требованиями законодательства, затраты на рекультивацию могут быть учтены в налоговой стоимости построенного объекта основных средств. В качестве дополнения Контроль за рекультивацией земель после завершения разработки месторождений полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы на основании п. 4 Положения "О государственном земельном контроле", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 N 689. Пунктом 6 ст. 8.7 КоАП РФ предусмотрено, что невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или по их рекультивации после завершения разработки месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, в том числе осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 1 500 руб.; на должностных лиц - от 2 000 до 3 000 руб.; на юридических лиц - от 20 000 до 30 000 руб. Статьей 78 Закона "Об охране окружающей среды" закреплено, что компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, производится исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии - в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение 20 лет. На это же указывал Пленум ВС РФ в Постановлении от 05.11.1998 N 14 "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения". Л.Б. Коровушкина, директор НОУ "РАСТАМ" (г. Тюмень),
Недвижимость
Комментарии
К этой статье пока нет комментариев. Станьте первым! У нас гости не могут комментировать статьи. Пожалуйста авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы прокомментировать.
Интересные статьи по теме
Аватар giswelland
Сделки с недвижимостью Каждому из нас, когда-либо приходилось или еще придется решать проблемы, связанные с недвижимостью. Это может быть покупка квартиры или ее продажа, обмен одной жилой площади на другую, покупка коттедж...
Категория: Недвижимость | Автор: giswelland | Добавлено: 20.07.2009
Аватар oldash
Купить дешевый дом в деревне В этой статье мы поговорим о том, как купить дешевый дом в деревне....
Категория: Недвижимость | Автор: oldash | Добавлено: 13.11.2012
Аватар Palmapeople
Купить недвижимость на острове Бали Еще совсем недавно наши соотечественники вкладывали деньги в дома исключительно в Испании, Болгарии или Турции. Но прогресс не остановить и вот уже русская речь слышится в Азии....
Категория: Недвижимость | Автор: Palmapeople | Добавлено: 20.05.2010
Аватар sbee1
Анализ рынка цен на недвижимость в г. Новороссийске Новороссийск — третий по величине город Кубани после Краснодара и Сочи. Его значение для экономики края трудно переоценить: он является воротами Кубани на Черном море и одной из основных военно-морски...
Категория: Недвижимость | Автор: sbee1 | Добавлено: 17.03.2008
Аватар Александэр
Почему я продаю дачу Подумай,прежде чем строить или покупать дачу...
Категория: Недвижимость | Автор: Александэр | Добавлено: 29.03.2011
Лучшие авторы
Аватар strongatlet
тот самый

Читать

Аватар ИоаннXIII
не доедаю, не досыпаю, зато мечтаю, ох как мечтаю

Читать

Аватар Deep Power
ООО «Свитотрейд», торговая марка «Deep Power» - ин...

Читать

Аватар olegan2012
Бесплатная барахолка - vsebarahlo.ru

Читать

Аватар nord37
Являюсь владельцем блога Наш мир

Читать

Свежие комментарии
С фото птицы было бы еще лучше

Читать

Однако, интересная статейка. Я, кстати, тоже успел побывать на этой ст...

Читать

Во многих местах на земле есть овраги. Но не всюду одина¬ково быстро о...

Читать

Отличная познавательная статья. Узнали много нового о профнастиле. Выг...

Читать

Подскажите, пожалуйста, кто-нибудь, куда можно это донести, чтобы хоть...

Читать

Напишите нам