Главный Каталог Статей РФ
85978 авторов, размещено 47108 статей, сейчас на сайте пользователей: 67 Статистика
Аватар Игорь500

Истоки Вин Чун (Юнчунь цюань)

Категория:  Спорт  | Автор:  Игорь500 | Опубликовано: 28.02.2011
Истоки Вин Чун (Юнчунь цюань)

Легенды о создании многих направлений ушу удивительным образом перекликаются между собой. Истории о создании школ «Байхэ цюань» (Кулак Белого журавля), «Юнчунь байхэ цюань» (Кулак Белого Журавля из города Юнчунь) и Юнчунь цюань (Кулак Юнчунь) говорят о едином источнике происхождении этих систем. Создание системы «Байхэ цюань» приписывается девушке Фань Цинянь, которая создала этот стиль живя в Шаляньсы в местечке Фучжоу в монастыре, а потом долго преподавала этот стиль вместе с мужем в провинции Фуцзянь в городке Юнчунь и впоследствии стиль получил название «Юнчунь байхэ цюань». Несмотря всего о двухсотлетнюю историю, легенд о создании Юнчунь столько, что можно было бы об этом написать толстую книгу. При этом, как обычно бывает в китайской историографии, одни и те же персонажи в различных легендах совершают абсолютно противоположные по смыслу действия, события трактуются весьма вольно, а географической тонкости никто не пытается придерживаться. Очень часто повествование привязано к известным персонажам китайских легенд, в которых все адепты боевых искусств - революционеры, борцы против маньчжуров и выходцы из монастыря Шаолинь. Существует несколько историй созданий стиля Юнчунь и чаще всего его создание приписывается так же монахине - Нг Муи из монастыря Шаолинь из провинции Фуцзянь (по некоторым данным монастырь назывался монастырём «Белого журавля»), которая обучила Янь Юнчунь. Насколько эти истории правдивы сейчас трудно судить. Вполне возможно, что бытующие с давних пор у населения Фуцзяни народные легенды о журавле попросту переплелись с историей создания этих стилей ушу. Мы приведём вариант истории, которой придерживается Фошаньское общество по изучению ушу, материалы общества недвусмысленно указывают на то, что, по меньшей мере, название Юнчунь байхэ цюань действительно происходит от одноименного уезда провинции Фуцзянь, а большинство направлений фошаньского Юнчунь цюань по своей технической базе практически полностью идентичны стилю Юнчунь байхэ цюань. На каком же историческом этапе развития Юнчунь цюань туда попала техника стиля «Белого журавля» (точнее, Юньчунь байхэ цюань)? Первооснователи стиля могли быть просто легендарными личностями, на которых так любят ссылаться в китайской истории независимо от обсуждаемой темы и исторических реалий.

Если следовать фошаньской версии, то Янь Юньчунь с самого начала изучала стиль Юнчунь байхэ цюань, который затем модифицировала (у кого она училась, остается, конечно же, неизвестным). Тогда первооснователем Юньчунь цюань по логике вещей должна быть основательница школы «Белого журавля» Фань Цинянь! Если же в эту схему включить наставницу Нг Муи (по гонконгской версии), то либо она сама изучала стиль «Белого журавля» (т.к. жила в Фуцзяни, где стиль относится к числу наиболее распространенных), либо разработанное ею направление под названием Юнчунь цюань наложилось на техники «Белого журавля» на два поколения позже. И здесь очень важную роль сыграли Лян Эрди (Leung Yee-Tai) и Хуан Хуабао (Wong Wah-Bo), от которых берет начало современное фошаньское направление (материковая и гонконгская школы). В литературе упоминается еще одна версия' создания Юнчунь цюань, восходящая к шаолиньскому монаху Чжи Шаню (Jee Shim), пути которого пересеклись в провинции Сычуань с наставницей Нг Муи. Чжи Шань в дальнейшем сам развил стиль, дав ему название Юнчунь цюань в память об одноименном зале (Юнчуньтан – «зал вечной весны») в монастыре Шаолинь. Эта версия не совсем логична, т.к. техника Юнчунь цюань очень далека от шаолиньской (даже при условии ее модификации) и в ней явно рассматриваются элементы «Белого журавля».

Если мы возьмем в качестве примера историю фошаньской ветви Юнчунь цюань, в частности ее гонконгской версии то, опираясь на хроники школы, но не на реальные исторические факты, проследить передачу традиции (да и то весьма условно) можно лишь за два поколения до Е Вэня, а именно Лян Цзань (Leung Jan) - ЧэньХуашунь (Chan Wah-Shun), Лян Би (Leung Bik) - Е Вэнь (Ip Man). Лян Цзань был аптекарем из г.Фошань, живший в начале XIX века. Было известно, что он отличался несравненным мастерством и не проиграл ни одного боя. Лян Цзань обучил множество учеников, лучшими среди которых были два его сына Лян Юнчунь (Leung Chun) и Лян Би (Leung Bik), а также известный под кличкой «меняла Ва» Юнчунь Хуашунь (Chan Wah-Shun). Е Вэнь начинал учиться у Юнчунь Хуашуня, где прозанимался всего четыре года, а после смерти учителя продолжил обучение у его лучшего ученика У Чжунсу (Ng Jung-So) и старшего сына фармацевта Лян Цзаня, ЛянБи. Уже в эпоху Лян Цзаня существовало разделение на две основные ветви - фошаньскую и гуанчжоускую. Если попробовать восстановить историю до этого периода, то в целом получается следующая картина. Лян Цзань прошел обучение у Хуан Хуабао и Лян Эрди, настоящее имя которого было Лян Хун. Лян Эрди был очень известным исполнителем женских ролей в гуандунской китайской опере, объездившим с группой артистов всю провинцию. Из шести мастеров - учеников Лян Ланьгуя (Leung Lan-Kwai): Дахуа Мяньцзиня (раскрашенное лицо), Ло Ваньгуня, Сух Фу (Сяошэнь Кунфу) (Siu Fook), Гао Лаочжуна (актерский псевдоним), Хуан Хуабао и Лян Эрди большинство были актерами гуандунской оперы. Так, поездки группы актеров по провинции Гуандун привели к тому, что Юнчунь цюань стали заниматься не только в Фошани и Гуанчжоу, но и в соседних уездах Шуньдэ, Гаохэ и др. Именно в этот период стиль разделился на фошаньскую и гуанчжоускую ветви. Учителем всех шести мастеров был Лян Ланьгуй, имевший, по легендам, тоже какое-то отношение к китайской опере. Общаясь с другими актерами, он, видимо, и передал знания о Юнчунь цюань. К сожалению, до наших дней вообще не дошло никаких более подробных сведений о Лян Ланьгуе.

Здесь необходимо подробнее остановиться на исторической фигуре Ляна Эрди, т.к. он играет очень важную роль в истории Юнчунь цюань, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, от Лян Эрди и Хуан Хуабао идет современное фошаньское направление Юнчунь цюань. Во-вторых, независимо от того, чему Лян Ланьгуй обучал Лян Эрди (оригинальному стилю монахини Нг Муи или видоизмененному Юнчунь байхэ цюань), последний несомненно обучал модифицированной технике Юнчунь байхэ цюань. Это второй момент в истории Юнчунь цюань, где происходит явное пересечение с техниками «Белого журавля». Время, когда жил Лян Эрди, было периодом мятежей и выступлений за свержение цинской династии, проводившей политику репрессий против различных школ ушу и отдельных мастеров, которых подозревали в антиправительственных настроениях. Лян Эрди также, по-видимому, пришлось уехать из Фуцзяни, где сложилась наиболее сложная обстановка. Будучи актером оперы это было очень удобно сделать, скрываясь от преследования на так называемой «Красной лодке (джонке)» - корабле, на котором обычно путешествовали артисты. Известно, что, приехав на таком корабле в Гуандун, Лян Эрди некоторое время обучал фармацевта Лян Цзаня.

Здесь хотелось бы сделать небольшое отступление. С момента своего возникновения стиль ушу «Белый журавль» был распространен исключительно в провинции Фузцянь, которая из-за географических особенностей местности (вся провинция со стороны суши окружена очень крутыми горами) и неразвитости по этой причине транспортных путей издавна имела очень слабые культурные контакты с соседними провинциями, в том числе и с Гуандун, куда бежали преследуемые цинским правительством мастера ушу. В их число, по-видимому, входил и Лян Эрди. Мы достоверно не знаем, был ли он уроженцем Фузцяни или нет, однако почти не подлежит сомнению, что он занимался там Байхэ цюань, который и привез в провинцию Гуандун. Но дело в том, что у себя на родине, в Фуцзяне, исходный ортодоксальный стиль «Белого журавля», созданный по преданию Фань Цинянь, т.е. Юнчунь Байхэ цюань (по технике отличающийся от возникших позже других школ «Белого журавля»), называется просто Юнчунь цюань (по названию уезда Юнчунь). Таково же и название стиля, идущего от Янь Юнчунь. Таким образом, гуандунцы скорее всего познакомились со стилем Юнчунь Байхэ цюань, который и распространился в Гуандуне под названием Юнчунь цюань. При этом несомненно, что исходный Юнчунь Байхэ цюань был подвергнут переработке в плане сокращения числа форм, а главное, из него были устранены многократные повторы одних и тех же дублирующих друг друга техприемов, которые имеют место во всех двадцати формах Юнчунь байхэ. В современном Юнчунь цюань единственная оставшаяся повторяющаяся связка - прямые удары правым и левым кулаком в начале и конце каждой формы. Это устранило излишнюю «замусоренность» стиля приводящими к путанице ненужными повторениями и сделало обучение максимально быстрым и эффективным. Кто же произвел такую реформу, однозначно сказать нельзя, однако все указывает на Лян Эрди. Его учитель Лян Ланьгуй не покидал Фуцзяни и у него не было объективных причин менять традицию и ускорять обучение. Это также является еще одним подтверждением того, что слово «Байхэ» было устранено из названия стиля, ибо существенно переработанный стиль должен и называться по-новому. Нельзя забывать и о таких прозаичных вещах, как авторитет наставника, опирающийся на практический эффект от обучения (одни эффектные позы и разговоры о «возвышенных материях» не Юнчунь были ни в XIX веке, ни сейчас), и гарантия постоянного заработка. Лян Эоди пробыл в Гуандуне ограниченное время и ему важно было создать максимально эффективную методику, дающую возможность быстро обучать учеников. Такая методика была построена на основе двух базовых форм Сяо Лянь Тао и Чим Тао, позволяющих сразу переходить к отработке способов реального ведения боя. При этом надо заметить, что у китайцев, в отличие от тех же американцев, не ценятся собственные разработки. Гораздо более весомым является выведение генеалогии школы от известных мифических или исторических персонажей. Не исключено, что монахиня Нг Муи, которой приписывается создание достаточно большого количества школ ушу, стала первооснователем Юнчунь цюань именно таким образом.

Возможно, что современный Юнчунь обязан своим видом путешествовашим по Гуандуню мастерам-актерам из числа пяти учеников Лян Ланьгуя. Дело в том, что во время поездок на «красной лодке» не было никакой другой возможности тренироваться, как на этом судне. В условиях ограниченного пространства и качки было невозможно использовать прыжки, высокие удары ногами и длинные растянутые стойки. Базовая же стойка Юнчунь цюань и скользящие короткие подшаги идеально подходят для действий на палубе. Кроме того, техника работы длинным шестом в разделе форм с оружием удивительно напоминает движения с длинным шестом джонки, используемым в качестве рулевого весла и для отталкивания от дна. Вообще, о Юнчунь цюань «красных лодок» известно достаточно мало, но все имеющиеся описания различных стилей, берущих начало от актеров-лодочников совпадают с описанием Юнчунь Байхэ цюань. Так, например, есть упоминание о том, что стиль Юнчунь «красной лодки» (Hung Suen Wing Chun Kuen) похож своими техниками на «Южного богомола» Чжоуцзя танланцюань («Богомол семьи Чжоу»)'. Однако известно, что последний вьделился в качестве самостоятельного направления из стиля «Белого журавля», точнее, Юнчунь байхэ цюань, где существует форма «72 приема богомола». В современных «Южном богомоле» и Юнчунь совпадает даже терминология. Начальный иероглиф «Юн» («слагать стихи, гимны; декламировать») в современном названии стиля Юнчунь одинаков по произношению, но различается по написанию и смыслу от иероглифа в названии уезда Юнчунь и фамилии Юнчунь, означающего "вечный" (Юнчунь - "вечная весна"). Каким образом могла произойти эта замена? Во-первых, в КНР и по сей день существуют несколько школ Юнчунь цюань со старым написанием первого иероглифа в названии стиля, как в фамилии Юнчунь и названии уезда. Во-вторых, при распространении стиля в провинции Гуандун могла просто произойти ошибка в написании иероглифа. Некоторые современные мастера из Гонконга считают, что при изготовлении поминальной таблички после смерти Янь Юнчунь также произошла ошибка в написании знака.

Если взять предположение о том, что именно Лян Эрди является основоположником современного Юнчунь цюань как факт, то это объясняет очень многие вещи. Во-первых, существование в Китае (даже в одной Фошани) большого количества школ, имеющих общим только название и тяготеющих либо к Юнчунь байхэ, либо к современному Юнчунь. Объясняется это тем, что каждый из актеров-лодочников развил свое собственное направление, в основе которых лежит все тот же стиль Лян Ланьгуя (либо мужа Юнчунь Лян Бочоу). Во-вторых, и это самое главное: Юнчунь цюань в своем нынешнем виде (Юнчунь то гонконгская или фошаньская ветвь) никак не мог быть создан женщиной. Современный Юнчунь в силу своей специфики абсолютно не подходит для физически слабых людей невысокого роста, как это принято рекламировать. Юнчунь цюань - это жестко структурированный стиль с достаточно агрессивной манерой ведения боя, рассчитанный на быстрое выведение противника из строя за счет большой скорости и плотности технических действий. Это не отрицает того факта, что данная система рукопашного боя создавалась с целью ускорить и оптимизировать до максимума тренировочный процесс обучения бойцов без длительного подготовительного цикла, присущего шаолиньским стилям, но никто до сих пор не создал методику ведения боя голыми руками, которая не требовала бы физических усилий. Опытные мастера контактных видов единоборств, прекрасно знают, что бой в плотном контакте является не только самым эффективным, но и самым энергоемким. Отсюда в Юнчунь цюань и идут «скользящие» блоки и узкоамплитудные удары, экономящие силы и время. При этом отсутствие таких элементов, как сильные отклонения корпуса, смены центра тяжести тела, скруты и низкие стойки, присущие «гибким» школам типа Байхэ цюань, Шэ цюань (эмейская змея), Багуачжан и др., практически исключают из рядов адептов Юнчунь невысоких и легких (относительно своих соотечественников) людей. Практически все известные мастера Юнчунь цюань китайского происхождения, успешно сражающиеся против неазиатов: Чжан Жуоцин (William Cheung), Wai Po Tan, Лян Тин (Leung Ting), имеют рост не ниже 170 см при весе не менее 70 кг. И современники и нынешние исследователи истории Юнчунь не без основания упрекают "менялу Ва" в том, что он не знал многих техник стиля, движения его были грубыми и не отличались особой утонченностью, что, однако, не мешало ему, имея рост 180 см и вес под 100 кг, просто напросто сметать с пути своих соперников подобно разъяренному носорогу, в т.ч. и высококлассных «технарей». Ведь именно школа Юнчунь Хуашуна пользовалась наибольшей популярностью в Фошани в 20-40-х гг., несмотря на наличие таких известных и общепризнанных мастеров, как Жуань Цишань (Yuen Kay-San), Чжан Бао (Cheung Во) и др. Один из самых известных учеников Е Вэня и бойцов Юнчунь Хуан Чунлян (Wong Shun-Leun) имел прозвище «громила» за свои атлетические данные. Вывод отсюда напрашивается сам собой.

Фрагменты из книги «Вин Чун: мифы и реальности» Гороховик А.О., Артёменко О.Л.


Права защищены ВИН ЧУН ©Site Design 2010  Статья взята с сайта http://vinchun.tdtmz.com
Комментарии
К этой статье пока нет комментариев. Станьте первым! У нас гости не могут комментировать статьи. Пожалуйста авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы прокомментировать.
Интересные статьи по теме
Аватар Tacitus
Краткая история настольного тенниса Краткая история происхождения и развития настольного тенниса в мире....
Категория: Спорт | Автор: Tacitus | Добавлено: 16.02.2011
Аватар gimnastika
Атлетическая гимнастика, техника безопасности на тренировках. Правила по технике безопасности при работе со спортивными снарядами, на занятиях атлетической гимнастикой и бодибилдингом....
Категория: Спорт | Автор: gimnastika | Добавлено: 12.10.2010
Аватар ecspert82
Чертежи грифа гантели для изготовления Подробное описание, чертежи и схемы Грифа гантели с замками для ручного изготовления....
Категория: Спорт | Автор: ecspert82 | Добавлено: 16.02.2009
Аватар icerink4
Как устроен и работает каток (ледовая арена) Конечно не вызывает сомнения что главным для фигуристов и хоккеистов является их мастерство и опыт, полученные в результате многочасовых тренировок. Однако вряд ли можно недооценить важность качества ...
Категория: Спорт | Автор: icerink4 | Добавлено: 20.03.2010
Аватар ldmcomua
Как правильно покрасить лед и нанести разметку Как правильно покрасить лед на ледовом катке и нанести линии разметки....
Категория: Спорт | Автор: ldmcomua | Добавлено: 22.02.2010
Лучшие авторы
Аватар take-it
Оптовый шоу-рум итальянской одежды Take-it

Читать

Аватар ildar
Дизайн студия «Clike» предлагает Вам широкий спект...

Читать

Аватар strongatlet
тот самый

Читать

Аватар resto74
Все рестораны, суши - бары, пиццерии, кафе и кофей...

Читать

Аватар polvad
Люблю читать книги.

Читать

Свежие комментарии
Нормальная тема.

Читать

Талантливый человек талантлив во всём! Будь как Паша! А ещё ты можешь ...

Читать

Можно выбрать.

Читать

Ой, шутник.

Читать

https://priornews.ru/zastrojshhik-iz-hmao-sravnil-ufas-s-prestupnoj-gr...

Читать

Напишите нам