От светофора к светофору
402 метра (четверть мили) — классическая дистанция для дрэг-рейсинга — парной линейной гонки на ускорение. Считается, что ровно четверти мили равнялось расстояние между перекрестками и обозначающими их светофорами на улицах американских городов, где и появилось состязание, называемое сегодня дрэг-рейсингом.
Помимо длины 402 метра, в дрэг-рейсинге существуют дистанции полмили (804 метра) и 1/8 мили (201 метр). Последний промежуток чаще используется в классе юниорских соревнований.
Промчаться от светофора до светофора с максимально быстрым разгоном изначально было хоть и захватывающим, но нелегальным занятием. А потому с популяризацией дрэг-рейсинга место действия переместилось на специальные треки — уединенные прямые дороги с ровным твердым покрытием — асфальтовым или бетонным. И службы дорожной полиции уже не могли чинить препятствий молодому спорту.
С обеих сторон трассы на безопасном расстоянии расположены высокие огороженные трибуны. Пара мотоциклов или болидов располагаются на старте с заведенным двигателем, задние шины пробуксовывают и плавятся. Гонщики ожидают разрешающего сигнала светофора (дань прошлому?) и на зеленый свет бросаются к финишу, а из выхлопных труб вырываются языки пламени. Как вы понимаете, заезд заканчивается очень быстро и на табло высвечиваются скорости и время спортсменов. К слову, тормозят дрэгстеры с помощью парашютов. Проигравший выбывает из дальнейшей борьбы за победу.
Секунды до финиша
Гонщики выступают на специальной технике, называемой дрэгстерами. К технике для дрэг-рейсинга требование одно — максимально быстрое ускорение. Такие машины работают не на бензине, а на крайне взрывоопасном топливе — нитрометане. Такая заправка позволяет выдавать на гоночных агрегатах мощности и скорости, которые не снились и пилотам Формулы 1.
Сегодня сверхбыстрый гоночный болид проходит дистанцию 402 метра менее чем за 7 секунд, при этом развивает скорость 500-510 км/час. Мотоцикл, развивая скорость до 400 км/час, также способен выйти на дистанции в четверть мили из семи секунд.
Вся конструкция дрэгстера, напоминающая какое-то насекомое, направлена на достижение указанного результата. Кузов имеет ракетовидную форму, мощные задние колеса, маленькие и смешные передние. Также для этого автомобиля обязательны антикрылья, не позволяющие болиду просто-напросто взлететь. В классе Pro представлены болиды с 8-цилиндровым движком, а количество лошадиных сил может достигать шести тысяч! Отсюда и космические результаты в скорости.
Профессиональный гоночный мотоцикл также предусматривает максимальное сцепление с дорогой и высокую мощность двигателя (1000 л.с.). Корпус мотоцикла удлинен и низко посажен, заднее колесо широкое, часто оборудовано стрелой, выступающей назад. При этом вся профессиональная техника для дрэг-рейсинга имеет примитивные механизмы управления, ведь мчаться надо по прямой, да и то недолго. Естественно, эти модели не предназначены для дорог общего пользования.
История мотоспорта знает немало взрывов и возгораний, происходящих на треке, по вине несовершенной техники. Тем не менее, дрэг-рейсинг считается одним из самых безопасных видов автомотоспорта. Конструкцией дрэгстеров предусмотрены системы ремней, противопожарных средств, не говоря уже о жаропрочной экипировке и шлеме. Даже если весь дрэгстер запылает пламенем, пилот останется жив, тем более, на каждом заезде дежурит команда спасателей.
Перспективы спорта
За рубежом дрэг-рейсинг уже давно приобрел статус международных соревнований. Там сформированы профессиональные и любительские классы этого спорта, требующие не только специальной техники, но и соответствующей подготовки водителя. В США действует ряд школ, готовящих пилотов для дрэгстеров.
В Штатах широкое развитие дрэг-рейсинг получил еще в середине прошлого века. Тогда предприимчивая молодежь «затачивала» мотоциклы для достижения больших мощностей и феноменальной скорости. На полигонах устанавливались рекорды максимальной скорости, а также максимально быстрого ускорения, что как раз и важно на короткой дистанции дрэг-рейсинга.
Сегодня гонки на ускорение в США одни из самых популярных автомотосоревнований. Ежегодно США в 24 этапа проводят Чемпионат мира по дрэг-рейсингу. Кроме того, круглый год там устраиваются зрелищные дрэг-рейсинг-шоу.
Европейский дрэг-рейсинг чуть моложе. Развитию этого вида спорта в Европе способствовали построенные в годы Второй мировой войны многочисленные взлетно-посадочные полигоны. В мирное время их с легкостью переоборудовали в треки для дрэг-рейсинга.
Дрэг-рейсинг в России еще не имеет статуса профессионального. В нашей стране пока нет специальной техники, поэтому в гонках могут участвовать любые серийные модели спортивных автомобилей и мотоциклов. Зато захватывающие соревнования все больше привлекают молодежь. К тому же, для участия часто необходимы всего лишь права категории, соответствующей заявленному классу, талон техосмотра, страховка, да желание доказать свое превосходство.
Кроме того, спорт взят под покровительство Российской автомобильной федерации (РАФ) и Мотоциклетной федерации России (МФР), а в 2002 году была создана Российская федерация дрэг-рейсинга (РФДР). И хотя пока не проводится Чемпионат России по дрэг-рейсингу, каждый год у нас проходят первенства городов и регионов. К примеру, первенство Зеленограда, Дрэг-битва в Красноярске, Чемпионат Урала и Поволжья и так далее. Так что российский дрэг-рейсинг будет развиваться и, надеемся, с ускорением, сравнимым с тем, что демонстрируют дрэгстеры на треке.
http://yoltica.com/ru/articles/1104/dreg_reysing_na_grani_vzleta.html