85933 авторов, размещено 47073 статей, сейчас на сайте пользователей: 85 Статистика
Аватар Исмагил Абашев

Причины потепления климата Земли

Категория:  Экология  | Автор:  Исмагил Абашев | Опубликовано: 08.01.2010
В последние годы в газетах и журналах стали появляться статьи о потеплении климата на Земле и участившихся катаклизмах, радио рассказывает и телевидение красочно показывает эти явления. Ряд ученых связывают эти катаклизмы с потеплением климата. О том, что потепление климата стала реальностью наших дней свидетельствует и прошедший в Копенгагене форум по потеплению климата почти всех государств Земли.
По вопросу о причинах потепления климата ученые разделились на две группы. Первая группа считает причиной потепления чрезмерный выброс в атмосферу углекислого и некоторых других газов и образованием парникового экрана из – за этих газов. Таких ученых большинство.
Другая группа ученых не менее убедительно доказывает, что углекислый газ не является причиной потепления, а объясняет все имевшими место в прошлом периодами и циклами похолоданий и потеплений, периодами активности Солнца, свойствами атмосферы в тропосфере, утверждают, что скоро наступит похолодание.
В этой статье сделана попытка, не отвергая причину потепления климата из – за парниковых газов, обратить внимание людей на более существенную, по мнению автора, причину потепления климата на Земле. Предварительно придется привести некоторые сведения из астрономии и физики.
Астрофизик А. Чернин в своей книге ‛Звезды и физика‛, М., ‛Наука‛, 1984 г. пишет, что Солнце находится в нашей спиральной Галактике в диске на расстоянии около двух третей радиуса от центра. По уточненным данным оно находится между двух ветвей спирали. При вращении Галактики Солнце имеет скорость 220 – 250 км/ с. Галактику мы видим изнутри ее в виде Млечного пути. При вращении вокруг Солнца Земля имеет скорость около 30 км / с. Если учесть, что Солнце, помимо вращения, движется еще в пределах пространства между двумя ветвями спирали в сторону какой – то звезды, то придем к выводу, что Земля со своей атмосферой совершает сложное движение с векторной скоростью чуть меньше 300 км / с. Скоростью вращения Земли вокруг своей оси можно пренебречь. Тогда для нашего случая получим важный вывод: частицы атмосферы (тропосферы, стратосферы и ионосферы) при движении в мировом пространстве имеют скорости порядка 300 км / с, а следовательно, и очень большие кинетические энергии (произведение массы частицы на ее скорость).
Открытие реликтового излучения показало, что температура в мировом пространстве равна 2,7 К. А. Чернин пишет, что межзвездные молекулы оказались естественным термометром, указывающим астрономам температуру реликтового фона. Эти молекулы не что иное, как остатки рассеянных после Большого взрыва частиц, не примкнувших к газовым туманностям.
Они находятся под гравитационным воздействием звезд и склонны к образованию сгустков и разрежений. Эти частицы, в большинстве своем молекулы водорода, при температуре 2,7 К имеют очень маленькую кинетическую энергию. Из - за небольших скоростей их можно считать постоянно находящимися в одной и той же точке мирового пространства.
Рассмотрим принцип работы бытового термоса. Между колбой и корпусом создается небольшой вакуум, в результате налитый в колбу кипяток долго остывает. Чистый вакуум, где нет никаких частиц, вообще не проводит тепла. Если бы удалось между колбой и корпусом удалить все частицы и создать идеальный вакуум, а также устранить потери тепла на стыке крепления колбы к корпусу, то кипяток не остывал бы сколь угодно долго.
Посмотрим на игру в бильярд. При центральном ударе получивший удар шар начинает двигаться в направлении удара, а ударивший шар, потеряв свою кинетическую энергию, останавливается. При косом ударе шар может отклониться от направления удара чуть ли не до 90 градусов.
Поток тепла в соответствии с вторым законом термодинамики всегда идет туда, где холоднее. В разреженных газах длина свободного движения частиц (путь между столкновениями двух частиц) постепенно увеличивается по мере разрежения воздуха. Полезно вспомнить и про броуново движение частиц. После такого краткого изложения основ кинетической теории газов взглянем на атмосферу Земли. Воздушное пространство над поверхностью Земли до 11 км считается тропосферой, воздух состоит из азота и кислорода (99 %), при подъеме на 1 км температура понижается на 5 -6 гр. С. В тропосфере сосредоточено 3 / 4 всей массы атмосферы. В стратосфере до 80 км состав воздуха иной: постепенно начинают преобладать водород и гелий. До 40 км температура остается постоянной (- 55 гр. С над средними широтами). Ионосфера простирается до высот 800 км , далее начинается зона рассеяния (до 1000 – 2000 км), откуда частицы навсегда покидают атмосферу. В ионосфере частицы (водород и частично гелий) имеют очень большие скорости, многие ионизированы, до ударов (столкновений) между собой могут пролететь несколько сот километров. Поскольку скорость движения частиц представляет физическую сущность температуры, то температура с высотой постепенно повышается и может достигать 100 – 200 гр C.
Мысленно можно поместить Землю с ее атмосферой в некую трубу, ось которой в каждый момент времени совпадает с ее векторной скоростью. В этом случае наглядно можно представить, как частицы атмосферы ударяют частицы межзвездного газа. При ударе в пределах проекции Земли и тропосферы в трубе ударяемые и ударившие частицы после ряда столкновений остаются в атмосфере, не долетая до тропосферы, а может быть, и до стратосферы. При фланговом ударе столкновения частиц происходят вблизи края трубы изнутри в пределах до 2000 км. Частицы межзвездного газа у самого края могут проскочить через атмосферу не столкнувшись. При столкновении атмосферная частица передает свою кинетическую энергию частично или полностью частице межзвездного газа в зависимости от вида удара: центрального или косого. Эти частицы, изменив направление, (вспомните изменение направления движения бильярдных шаров и броуново движение) с большой скоростью могут вылететь за пределы трубы. В результате за Землей остается шлейф частиц с большими кинетическими энергиями, унося с собой тепло атмосферы. Так уносится в Космос солнечное тепло, поступающая на Землю, и тепло от других источников. Следует подчеркнуть, что из – за вращения Земли вокруг своей оси и блуждания векторной скорости по всей сфере атмосферы, происходит примерно одинаковое поступление по всей сфере частиц водорода межзвездного газа и такой же отток таких же частиц из ионосферы, но уже с большими кинетическими энергиями.
В случае, когда Солнечная система движется в области сгущений межзвездного газа, атмосферные частицы гораздо чаще встречаются с частицами газа, из атмосферы уходит в Космос гораздо больше тепла, чем в случае движения Солнечной системы в областях разрежений. В этот период на Земле наблюдаются сильные похолодания, случавшиеся в прошлом. Если бы не было реликтовых частиц вообще, и Солнечная система двигалась в чистом вакууме, то энергия Солнца и других источников давно бы закупорилась в пределах атмосферы.Но такого закупоривания до сих пор не произошло, хотя с момента возникновения жизни на Земле прошло около 600 миллионов лет и Солнце за это время сделало 3 оборота вокруг центра Галактики.
Основной причиной потепления климата на Земле является чрезмерное выделение тепла нынешней человеческой цивилизацией. В этом можно убедиться, подсчитав разность суммарных потоков тепла от человеческой деятельности в Х1Х и ХХ веках. При этом можно полагать солнечную активность в среднем с периодом в 11 лет примерно одинаковым за оба века. За прошлый ХХ век было израсходовано чуть ли не половина запасов нефти, газа, угля и других горючих веществ, неимоверно выросли преобразования энергии воды, ветра, приливов и отливов и аналогичных других в электрическую энергию, которая в итоге превращается в тепловую энергию, ударными темпами развивается атомная энергетика, активно внедряется использование в машинах биологического топлива. А сколько выделяет тепла непрерывный поток автомашин по всей планете! Если в конце Х1Х века на Земле проживало порядка миллиарда человек, то сейчас их численность перевалило за 6 миллиардов. Видимо, и количество домашних животных росло такими же темпами. Каждый человек и домашние животные биологическую энергию продуктов питания превращают в тепловую энергию, становясь таким образом дополнительным отопителем планеты. Ко всему этому нужно приплюсовать и гигантское количество выбрасываемых в атмосферу парниковых газов.
В результате Земля, как полагает автор, уже не справляется с отводом чрезмерного количества тепла, выделяемого человечеством, как результат поднялась средняя температура, а уровень океанов и морей поднялась на 0,3 м. При таких темпах повышения температуры в конце таяния всех ледников уровень океанов и морей поднимется до 7 м , затопляя низинные территории Земли. Обычными явлениями станут сильнейшие ураганы, штормы, похолодания, засухи и прочее.
Очевидно, все изложенное сначала должно быть доказано прямыми экспериментами, моделированием, расчетами выделяемого тепла в Х1Х и ХХ веках. К числу таких экспериментов относится, в частности, и зондирование стратосферы до 40 км и определение там температуры над территорией США, выбрасывающей в атмосферу более одной трети тепла человеческого фактора, и находящимися на этой широте группы стран с наименьшим выбросом тепла.
Когда изложенное будет доказано, перед человечеством встанет дилемма – продолжать жить по принципу ‛после нас - хоть потоп‛, или перейти в режим жесточайшей экономии тепла. Придется заменить все традиционные электрические лампочки на лампочки, не выделяющие тепло, движители как общественного, так и личного транспорта должны стать не выделяющими тепло, всемерно улучшать теплоизоляцию жилищ, подумать о желательности неограниченного роста промышленности в целях безудержнего потребления. Исмагил Абашев, кандидат технических наук. Россия г. Пенза