Человеческое поведение в организации и его особенности
Человеческое поведение – это суммовой результат произведенных человеком поступков. В свою очередь, поступок – единица поведения, которая отображает взгляд человека на других людей и на моральные границы в обществе. Судя по поступку человека, можно выявить: тип личности, её отношение к чему-то, самые востребованные потребности, понимание или непонимание окружающей действительности, её характер и темперамент. В совпадении с социальными уставами, этическими и правовыми установками поступок может быть нравственным или безнравственным.
При рассмотрении организационного поведения некоторые исследователи обращают свой взор на то, что организацию составляют люди, придают значение человеческой натуре, а другие утверждают, что люди создают определенную социальную систему, которая живет по определенным правилам и ориентируется на натуру организации.
На самом деле в реальной организации следует учитывать обе составляющие во всей сложности их взаимодействия, но в зависимости от конкретного случая и предпочтений исследователя акцент смещается на одну из них. (Смотреть таблицу)
Человеческая природа |
Природа организации |
Персональные особенности |
Общественные особенности |
Селективное восприятие |
Единство интересов |
Целостность личности |
Этические принципы |
Мотивация |
Иерархический режим |
Склонность к соучаствую и поддержке |
Конкурентоспособность |
Эгоизм, гедонизм, самодостаточность |
Альтруизм, тяга коллективному труду |
Таблица 1: Основные особенности природы человека и организации.
Человеческая натура – сложный механизм задействованных одновременно функций, каких как:
Персональные особенности.
Одинаковых людей не существует. С момента рождения каждый индивид уникален, а знания и опыт, которые человек приобретает в течении жизни показывает насколько все отличаются друг от друга. Присутствие персональных особенностей предрешает тот факт, что наиболее эффективная мотивация работников предполагает отдельный подход управляющего к каждому из них.
Восприятие.
Каждый человек персонально воспринимает случающиеся вокруг него события. Иногда можно заметить, что даже смотря на один предмет люди начинают воспринимать его по-разному. Отношение человека к этому предмету проходит через призму его мышления и восприятия, развивающийся на основе прожитого опыта и личных суждений, понимания и объяснения вещей и событий. Каждый индивид имеет неповторимые персональные характеристики, разновидные потребности и так далее. Интерес у человека проявляется, когда рабочая среда и атмосфера похожа на его персональные ожидания.
Целостность личности.
Профессиональность не может появиться без опыта и базовых знаний. Несмотря на это, личная жизнь человека не далеко отошла от процесса труда, потому что моральные и физические условия не разделимы.
Мотивация.
Нормальное поведение человека всегда чем-то мотивировано. Оно берет начало под влиянием неких факторов, которые тесно пересекаются с нуждами индивида. Менеджер должен воздействовать на сотрудника через мотивацию, чтобы увеличить его производительность.
Склонность к соучастию.
Все хотят чувствовать себя “в своей тарелке” не только в материальном, но и духовном плане. Компании обязаны предоставлять предельно благоприятные условия своим сотрудникам, старающимся содействовать “взлёту” и успеху организации.
Ценность личности.
Любой сотрудник тайно или не совсем желает чуткого, любезного и отзывчивого отношения со стороны “высших постов” компании или, проще говоря, от руководства. Большинство сотрудников заслуживают хорошего отношения к себе.
Под организацией обычно берётся во внимание то, что это объединение людей, которые целостной группой реализуют поставленные цели, но действуют при этом по законам и правилам компании. Разнообразие организаций безгранична, но у всех имеются общие параметры, определенные из которых так или иначе определяют организационное поведение, цель организации, организационное строение, внешнюю и внутреннюю среду, нормативную и правовую основу для дальнейшей деятельности и организационную культуру.
Семантика науки о поведении индивидов в организации никогда не была так востребована, как в нашем современном мире. Фактически, “организационное поведение” создает социально-психологический фундамент для генерирования производительной системы управления.
В последнее время, знания в этой области значительно увеличились благодаря нововведениям нынешних менеджеров. Необходимость совершенствования методик руководства в социально-экономических системах, увеличивающееся склонность организаций выжить в жесткой конкурентной борьбе и, при этом, стабилизировать развитие производства, необходимость постоянного совершенствования поведения и работы людей – вот путь к успеху в дисциплине “организационное поведение”.
Точное и правильное изучение материала данной дисциплины может способствовать будущим управленцам удачно “рассекать” все трудности и принимать правильные решения для достижения нужных идеалов руководителя и компании в целом.
Автор: Чеботарь Ольга Петровна, 4 курс, направление "HR-менеджмент", экономический факультет, Российский университет дружбы народов (РУДН).