Вера без дел мертва
Категория: Хобби
| Автор: nevergiveup
| Опубликовано: 09.05.2010
Великая премудрость! Получается так, что раз у нас есть вера, то должны быть и дела. Ведь одно дело верить,а другое дело - не просто верить едва ли, а направлять вектор нашей веры на все наши дела.
Но часто, данное выражение, как мне думается, понимается очень упрощенно. Вот думают, что мы сделали то-то, помогли тому-то, купили вот-это и мы верующие!
О если бы мы были бы действительно настоящими верующими! Тогда бы были бы справедливы к нам слова о горчичноым зерне, были бы справедливы и вот эти слова:
Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками;
будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы (Мк. 17, 18).
Есть ли у нас такая непоколебимая вера? Скорее всего, нет. А если нет настоящей веры, то нет и настоящих дел. И когда мы думаем, что "вера без дел мертва" и думаем, что мы соответствуем этому, то часто сами себя обманываем, так как не совсем понимаем всю глубину данной фразы!
Часто ещё бывает такая ситуация, что о человеке говорят, что он такой благотворительностью занимается, что он очень многим помогает, очень большие пожертвования делает. "Вот они дела!" - думается. На самом деле, настоящие ли это дела? Истинные дела милосердия творятся всегда втайне, только истинная добродетель особенно угодна пред Богом. А раз другие люди знают, что мы кому и сколько дали, когда можно было обойтись без этого, то этот человек уже получил свою награду, раз другие люди его восхваляют.
Наоборот, на святых и праведных людей всегда практически восстает обильная клевета, сам дьявол нападает на них через людей. Мы помним примеры прп. Макария Великого, свт. Иоанна Златоуста, свт. Афанасия Великого, свт. Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, прп. Серафима Саровского, прп. Симеона Столпника, свт. прав. Иоанна Кронштадтского и многих других... Как на них вооружался диавол! Были ли о них только положительные отзывы. Ни в коем случае!
Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит, потому что Я свидетельствую о нем, что дела его злы (Ин. 7, 7).
Святые обличили мир своей жизнью, они своей жизнью невольно противопоставили себя воцарившемуся злу и диавол и люди восстали на них.
Если же, человек думает, что вот "вера без дел мертва" и как хорошо, что я помогаю всем и люди благодарны и если идет такое ублажение человека остальными, то это очень опасный путь. Наоборот, если человек живет богоугодно, на него обязательно должна быть клевета. И чем жизнь более святая и праведная, тем больше напастей. Человек восходит вверх по заповедям блаженства и достигает и этой:
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас (Мф. 5, 11-12).
Далее, часто данное выражение "вера без дел мертва" понимается только в прямом смысле, что вот мы помогаем и вот наши дела. Но подождите, а как же преподобные, монашествующие и многие другие, которые не могли обильно творить материальную милостыню, неужели, у них не было дел? А как же они тогда стали святыми? Конечно, же дела у них были и они творили обильнейшую милостыню. Но не сколько материальную, сколько духовную! Какая же это высокая степень милостыни - молитва! И молитва не просто за себя, а за ближнего, за ближних, за отечество, за укрепления Православия, наконец, за весь мир! Это великое дело! И дела - это не только наши дела в обычном понимании, но это еще наше и молитвенное делание. Молитвой стоит мир! Мы читаем в Откровении:
И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом (Откр. 8, 3).
Вот, что особенно угодно Богу, вот какое дело особенно угодно - наша пламенная и чистая молитва!
И молитва на Псалтири - тоже духовная милостыня и очень большой силы!
В то же время, если есть возможность творить дело милосердия, надо делать всё возможное! Конечно, здесь важно и рассуждение. И обязательно это должно быть на фоне смирения и непрестанной молитвы, как учат нас апостолы. Все наши дела должны быть освящены молитвой. И не только дела, но и мысли. Важен подвиг милосердия - в обычном понимании и молитвенный подвиг. Если это будет, то тогда это будет уже какое-то дело и говорить "вера без дел мертва" будет уже более уместно. И в тоже время никакого самохваления, а напротив - должно быть постоянное самоукорение, смирение и покаяние!