Прирезка (присоединение) земельного участка
Категория: Человек и закон
| Автор: institutra
| Опубликовано: 21.10.2009
Кроме того, в деятельности органов местного самоуправления зачастую возникают проблемные ситуации, связанные с необходимостью устранения «дефектов» землеустройства при территориальном планировании (результатах невыверенного предоставления земельных участков, совершения сделок с земельными участками без учёта расположения их границ на местности, при которых возникают недостатки в расположении земельных участков – вклинивания, вкрапливания, изломанности и т. д.). Однако в законодательстве отсутствует регулирование отношений по исправлению указанных недостатков, в том числе не регламентирован порядок устранения «дефектов» землеустройства, не определена компетенция органов, в ведении которых находятся соответствующие земельные участки и органов, обязанных осуществлять контроль и выявлять в ходе него подобные нарушения. Всё это приводит к невозможности удовлетворить законные интересы граждан-правообладателей, которые вынуждены терпеть неудобства в пользовании своими земельными участками.
В чём заключается проблема?! Дело в том, что статья 33 Земельного кодекса РФ, устанавливающая нормы (максимальные и минимальные предельные размеры) предоставления земельных участков в собственность граждан из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель, не позволяет осуществлять предоставление земельных участков меньше минимального предельного размера, установленного в соответствии с утверждёнными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности (целевого назначения и разрешённого использования). Поэтому предоставление таких земельных участков пусть даже с целью устранения «дефектов» землеустройства законодательством не предусмотрено. В итоге ситуация до сих пор остаётся «подвисшей в воздухе», хотя нами были предложены некоторые пути её практического разрешения в обучающем курсе.
По нашему мнению, одним из безболезненных выходов из этой ситуации является закрепление в земельном законодательстве процедуры упорядочения существующего объекта землеустройства посредством распространения на неё правил об уточнении площади и местоположения границ земельного участка. Это позволит смежным собственникам, не нарушая прав третьих лиц, присоединить (прирезать) к своим земельным участкам неиспользуемые смежные земельные участки, образовавшиеся как результат «дефектов» землеустройства.
Что касается пределов уточнения границ земельного участка, то они, разумеется, не могут быть произвольными. Согласно Методическим рекомендациям по проведению межевания объектов землеустройства, утверждённым Росземкадастром 17 февраля 2003 года, расхождение между площадью земельного участка, установленной при межевании, и площадью, указанной в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах не должно превышать величину допустимого расхождения, рассчитываемую по формуле: 3,5 М_t кв. корень (Рдок) кв. м, где
М_t – средняя квадратическая ошибка положения межевого знака, указанная в таблице № 1 Методических рекомендаций (цифровое обозначение зависит от градации земель),
Рдок – площадь земельного участка в гектарах по сведениям из правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов.
В землеустроительной практике нередко встречаются случаи, когда при постановке земельного участка на кадастровый учёт и подачи в связи с этим в кадастровую палату необходимого перечня землеустроительных документов (межевого плана), от правообладателей требуют утверждённого органами местного самоуправления проекта границ учитываемого земельного участка. Подобная практика законна только в отношении земельных участков, предоставленных из государственной или муниципальной собственности после введение в действие Земельного кодекса РФ (п. 4 ст. 34, п. 7 ст. 36). Аналогичная позиция содержится, например, в письме Управления Роснедвижимости по Московской области от 18 октября 2006 года № 8995-13.
При межевании земельных участков, находящихся в собственности граждан (в т.ч. если содержащаяся в документах о межевании уточнённая площадь земельного участка не превышает указанную в правоустанавливающем документе на такой земельный участок площадь более чем на минимальный размер, установленный в соответствии с нормативными правовыми актами для земель различного целевого назначения и разрешённого использования), утверждение органами местного самоуправления проекта границ земельных участков не предусмотрено Земельным кодексом РФ.
Максим Звягинцев
Статья может свободно размещаться на других интернет-ресурсах только при условии указания авторства и ссылки на первоисточник: http://www.institutra.ru
Блог Института правоведения "Ра": http://www.institutra.ru/blog/zemlya/prirezka-prisoedinenie-zemelnogo-uchastka/ Автор: Максим Звягинцев