Основное принцыпы МСП
Категория: Человек и закон
| Автор: Чепулис Ромуальдас
| Опубликовано: 19.07.2010
Не смотря на то, что экономику любого развитого государства определяют крупные предприятия, а наличие крупного капитала оказывает существенное воздействие на уровень научно-технического потенциала и производственных мощностей, не менее важной составляющей развитой рыночной системы является малое предпринимательство. Оно представляет собой наиболее гибкую, динамичную и массовую форму организации предприятий. Именно в этом секторе создается и находится в обороте основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой развития экономики любой страны.
Успешное функционирование МСП создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкуренция; создаются дополнительные рабочие места; повышается экспортный потенциал; лучше используются местные сырьевые ресурсы. Большое значение имеет способность малых предприятий расширять сферу приложения труда, создавать новые возможности не только для трудоустройства, но, прежде всего для расширения предпринимательской деятельности населения, развертывания его творческих сил и использования свободных производственных мощностей.
Взаимоотношения государственных и других органов и рыночных структур с малым бизнесом построены так, что последний не защищен как от иностранных конкурентов, так и от отечественных монополистов. Административные барьеры, создаваемые органами власти разных уровней, усложняют процедуру и увеличивают стоимость регистрации малых предприятий, усложняют систему лицензирования, держат малые предприятия под бдительным контролем дублирующих друг друга органов.
Точкой отсчета развития государственной поддержки малого бизнеса можно считать 1989 год, когда в СССР был создан Союз малых государственных предприятий СССР. В том же году было принято Положение об организации деятельности малых предприятий. Такими предприятиями в то время считались фирмы, создаваемые учредителями и работающие на принципе самоокупаемости и самофинансирования. Положение предусматривало порядок открытия, реорганизации, ликвидации данных предприятий. Документ определял планирования и отчетность вышеуказанных организаций. Однако определение малых предприятий было сформулировано нечетко, потому у них не было четко выраженного статуса.
С тех пор произошли очень большие изменения в отношении поддержки малого и среднего бизнеса, причем как в определении данного понятия, так и в экономико-социальном значении.
Теперь закон четко регулирует отношения, возникающие между юридическими и физическими лицами, органами государственной власти РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Однако, рассматривая аналитические данные эффективности программа развитие МСП на примере Красноярского края, видно, что из планируемых объемов финансовой поддержки на 2006 г. в сумме 84,6 млн. рублей и на 2007 г. – в сумме 134,4 млн. руб. фактически использовано на поддержку малого бизнеса лишь 53,7% и 48,9% от показателей, утвержденных соответственно на 2006 и 2007 г. Кроме того, в абсолютных цифрах плановый показатель фонда годовой заработной платы субъектов малого бизнеса на 2010 года утвержден в объеме 97,4% от аналогичного показателя 2007 г., а объем финансовой поддержки на 2008 год в размере 66,95% , на 2010 год - 89,2% от объема финансовой поддержки, утвержденного на 2007 г.
Видимо и сама администрация Красноярского края мало надеется на эффективность собственных усилий по освоению бюджетных средств за счет медиа - сопровождения программных мероприятий и унифицированного порядка предоставления субсидий.
Исходя из статистики видно, что малый и средней бизнес сам не желает принимать государственной поддержки. Или правильнее будет сказать, что предлагаемая государством помощь реальной поддержки не оказывает и предприниматели просто стараются ее избегать.
С момента первых шагов государства в сторону поддержки малого и среднего бизнеса прошло уже более 20 лет, а количество вопросов к вновь утвержденным программам только увеличивается.
Для кого разрабатываются программы поддержки МСП? Основной принцип, на котором основывается программа - принцип компенсации вложенных средств т.е. при недостаточном количестве первоначальных средств открытие собственного дела так и остается мечтой. В данном случае государство могло бы выступить гарантом перед банком, предварительно проверив рентабельность представленных ему проектов, государственные консалтинговые организации сопровождали бы деятельность организации.
Анализируя стадии жизнего цикла организации, очевидно, что с самых ранних этапов зарождения организации ей необходимы благоприятные условия, которые заключаются в совершенстве нормативно-правовой, налоговой базы, экономически подходящем климате. Государство же готово поддерживать МСП только после перехода организации на стадию развития, а то вовсе после полного закрепления компании на рынке, т.е. в период стабилизации.
Подобные правительственные действия нарушают основной природный принцип естественного отбора, что способствует дальнейшему производству российских неконкурентоспособных товаров и услуг. В интересах экономики в целом государство не вправе сдерживать в среднесрочной и долгосрочной перспективе естественные изменения рыночных условий. Это означает, что неэффективные предприятия и отрасли, которые не в состоянии к ним адаптироваться, должны уйти с рынка. Государство также не вправе защищать МСП от конкуренции в условиях рыночной экономики. Упор должен делается на использование рыночных механизмов. Принимаемые меры должны быть направлены преимущественно на решение проблем, возникающих не по поводу низкой эффективности МСП, а их небольших размеров по сравнению с крупным бизнесом.
[2] Доклад департамента экономического планирования и промышленной политики администрации Красноярского края о реализации краевых целевых программ, действующих на территории Красноярского края в 2007 году