Главный Каталог Статей РФ
85989 авторов, размещено 47108 статей, сейчас на сайте пользователей: 200 Статистика
Аватар institutra

Действительные причины образования государства

Категория:  Человек и закон  | Автор:  institutra | Опубликовано: 10.11.2009
Бросая в воду камешки, смотри на круги,
ими образуемые: иначе такое бросание
будет пустою забавой
Козьма Прутков

Предпосылки образова­ния государства не возникли на пустом месте. Господ­ствующее научное объясне­ние этому процессу – осознанная необходимость людей выйти из состояния общественного хаоса, когда: «вста род на род, и не было в них правды, и быша в них усобицы, и воевати сами на ся почаша». При этом состояние обществен­ного беспорядка принима­ется за изначальную ступень развития общества. Впо­следствии в связи с образо­ванием и укреплением централизованной власти, как результат социального развития, возникает потреб­ность в обретении государ­ственной формы жизни. То есть, по сути, речь идёт о проецировании Дарвинов­ской теории эволюции видов на социальные отношения. Но с этим нельзя категори­чески согласиться.

Как известно, разруха на­чинается в головах (а не в отношениях). Не может не­управляемый хаос породить упорядоченность. Поэтому и не может в беспорядке обра­зоваться порядок, тем более осознанный. Созидать в ус­ловиях беспредела невоз­можно. А вот разрушить порядок, тем более, если он хрупкий и неустойчивый, на­много проще. Вследствие этого «состояние войны» в обществе следует рассмат­ривать не как причину по­следующего социального развития, а как следствие вырождения идеалов, упадка духа и деградации сознания. Отсюда на первый план вы­ходит поиск причин соци­ально-психологической дегенерации общества, а не государственно-правовых предпосылок его развития. Важно установить, почему разные племена, существо­вавшие в единой культуре на Русской земле, достигли того состояния, когда, по словам А.Н. Филиппова, их пред­ставления о праве, выра­жавшиеся в юридических обычаях и обрядах, не могли быть везде одинаковы, а, наоборот, сильно отличались своим содержанием друг от друга[1].

Несмотря на начавшуюся деградацию общественного сознания, «воспоминания о родоп­леменных нормах, с их стремлением к абсолютному пониманию свободы, спра­ведливости и равенства, не исчезали. Они сохранялись в народной памяти и служили основой для формирования демократической традиции и естественно-правового по­нимания права (в будущем), что чаще всего принимало различные формы анар­хизма. Невозможность пря­мого применения родоплеменных норм в от­ношениях с властью приво­дила к их консервации в сознании, как комплекса аб­солютных идей, ценностей и интересов. Последние, обле­каясь в форму былин и ми­фов, воспитывали будущие поколения в готовности ис­кать правду. Консервации этих норм способствовала и сложившаяся при первых князьях (10 – 13 вв.) система управления государством»[2]. Именно благодаря сохранившимся устным народным преданиям мы сегодня всё ещё в силах восстановить хотя бы приблизительный облик архитектуры народного самоуправления в древние времена.

Отстаивая перед немецкими учёными-историками теорию происхождения славянского народа, шедшую вразрез с господствовавшей в то время доктриной об изначальном варварстве и дикости славян, наш великий подвижник М.В. Ломоносов замечал, что «множество разных земель славенского племени есть неложное доказательство величества и древности. Славяне жили обыкновенно семьями рассеянно, общих государей и городов редко имели, и для того древняя наша история до Рурика порядочным преемничеством владетелей и делами их не украшена, как у соседей наших, самодер­жавною властью управляю­щихся, видим»[3].

Общественный хаос, как предпосылка образования государства, как правило, приводил к множеству нескончаемых и изнурительных для людей войн. Что, по объяснению некоторых специалистов, вынудило необходимость объединения разрозненных общественных сил в сплочённую массу и придания ей единой формы государственного образования.

Вместе с тем, по справедливому заме­чанию П.П. Пусторослева, «хотя войны чрезвычайно распространены среди дика­рей, тем не менее, встреча­ются населённые области, где войн нет, а между тем обитатели составляют ма­ленькие демократическо-республиканские государ­ства, которые прекрасно было бы назвать общинами, если бы под этим именем не разумелось обыкновенно не государство, а нечто иное. Существование государств в такой мирной среде служит доказательством, что войны и вызываемая ими потреб­ность в безопасности от внешних врагов не состав­ляют необходимого условия для появления и развития потребности в государствен­ной организации»[4]. Таким образом, ясно, что военная опасность не может служить основной причиной образования государства.

На протяжении всей исто­рии государственного разви­тия идёт и постоянно развивается непрекращаю­щаяся борьба граждан за всё новые и новые права. Так для чего тогда нужно крепкое государство, если оно не может обеспечить этих эле­ментарных прав? В.Б. Кобрин и А.Л. Юрганов подметили замечательное обстоятель­ство, напрямую связанное с централизацией государства Российского, а значит и со всяким иным укреплением власти, указав, что этот про­цесс законсервировал сред­невековый тип отношений в обществе, не создав твёрдых юридических оснований прав и обязанностей личности[5].

С позволения сказать, этот тип отношений, за ред­ким исключением, сохраня­ется в современных обществах и по сей день. Дело как раз в том и заключается, чтобы всю организа­цию государственной власти представить в виде непре­рывной борьбы между бюро­кратическим аппаратом и населением. В этом, если так можно выразиться, как раз и состоит идея государства, раскрывается вся его анти­человеческая натура, обна­жается истинная суть – исключительный узаконен­ный механизм насилия, по­давления воли и мощнейшее средство достижения поли­тических целей. Поэтому во­ображение в качестве целей создания государства – дос­тижения всеобщего благо­денствия – есть откровенное фарисейство и лицемерие. Благоденствие и государство – несовместимые категории разных порядков. Там где есть благоденствие, госу­дарственной организации не требуется и даже не осозна­ётся в ней необходимости. Иначе зачем государство, если люди живут в благоден­ствии? В государстве есть потребность только тогда, когда общественные нравы, устои и весь социальный строй оказываются неспо­собными обеспечивать ус­тойчивость лада жизни. Когда бал правят невеже­ство, преступность и наси­лие, которые необходимо резким образом ограничить. При этом такое ограничение, как правило, всегда связано с узурпацией власти, монопольной концентрацией управленческих полномочий в одних руках и установлением контроля над жизненной энергией народа. Именно в этом и состоит основная причина образования государства.

В условиях государства изжить нравственные пороки грубыми репрессивными мерами (на­силие на насилие) невоз­можно. Здесь следует использовать более тонкие инструменты, вторгающиеся в сознание, психику чело­века.

Представления о невоз­можности общественной жизни в условиях отсутствия государственного устройства являются результатом дли­тельной деградации челове­ческого сознания. Непонимание действитель­ного назначения и существа государства как политиче­ского института является главной причиной выдвиже­ния всяких юридических хи­мер, наподобие демократии (управляемой или суверен­ной), правового государства, гражданского общества, ли­берального законодатель­ства и др., безусловной целью которых является бесструктурное управление незрелыми умами, влияние на массовое сознание и формирование ложных представлений о жизни и управляющих ею процессах.

И покуда подобные воз­зрения на природу власти, права и государства будут господствовать в умах пред­ставителей политической элиты, что-либо изменить кардинальным образом в плане улучшения организа­ции управления обществом не представится возможным, так как не ставится самой цели об этом.

Отбросив все иллюзии, стоит признать, что государ­ство – это политическая ор­ганизация, созданная (а не образовавшаяся) для облег­чения управления людьми и реализующая свою волю че­рез исключительную власть узаконенного насилия. Таким образом, причина образования государства целиком лежит в области нравственности и культурно-духовной сферы общества.

Максим Звягинцев

Ссылки:

1. См.: А.Н. Филиппов. Учебник истории русского права. Юрьев, 1912. С. 32.

2. О.Н. Мигущенко. Истоки формирования религиозно-нравственной составляющей российского правосознания // История государства и права. 2007. № 11.

3. М.В. Ломоносов. Древняя российская история от начала российского народа до кончины Великого князя Ярослава Первого или до 1054 года.

4. П.П. Пусторослев. Анализ понятия о преступлении. М., 1892.

5. В.Б. Кобрин, А.Л. Юрганов. Становление деспотического самодержавия в средневековой Руси (к постановке проблемы) // История СССР. 1991. № 4.
Блог Института правоведения «Ра»: www.institutra.ru Максим Звягинцев
Комментарии
К этой статье пока нет комментариев. Станьте первым! У нас гости не могут комментировать статьи. Пожалуйста авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы прокомментировать.
Интересные статьи по теме
Аватар Сергей Носов
Очередная уловка автодилеров Когда человек решил купить машину, он либо у частного лица покупает её, либо обращается к автодилеру. И один и второй способ приобретения машины имеет свои недостатки. Но если вы решили пойти к автоди...
Категория: Человек и закон | Автор: Сергей Носов | Добавлено: 20.12.2021
Аватар Сергей Носов
Отпуск на каждый год Наиболее продолжительным периодом, когда работник может непрерывно отдыхать от исполнения им трудовых обязанностей является отпуск. Существует множество видов отпусков, однако, наиболее значимый для к...
Категория: Человек и закон | Автор: Сергей Носов | Добавлено: 11.06.2021
Аватар Сергей Носов
Покупка товаров через интернет Добрый день. Сегодня юристы «юридического бюро Носова» расскажут вам о правовых особенностях покупки товаров «online»....
Категория: Человек и закон | Автор: Сергей Носов | Добавлено: 12.08.2021
Аватар Сергей Носов
Права тоже можно продать То, что имущество имеет свою цену, ясно всем. Но ценность могут иметь и имущественные права. А раз они имеют ценность, то на них можно обратить взыскание, продать и получить денежные средства в погаше...
Категория: Человек и закон | Автор: Сергей Носов | Добавлено: 16.07.2021
Аватар mi9029253
Проблема войны и мира в мировой политике Одним из ключевых процессов развития современной цивилизации на грани ХХ-ХХI веков является прогрессирующая глобализация....
Категория: Человек и закон | Автор: mi9029253 | Добавлено: 08.02.2011
Лучшие авторы
Аватар Павел Скачков
Профессионально занимаюсь массажем.

Читать

Аватар NataliaAntalia
В свободное от основной работы время пишу статьи и...

Читать

Аватар slawa100
Мастер строитель, мой блог о стройке и ремонте bui...

Читать

Аватар pansergiy
Мне нравится Интернет. Я предприниматель, который ...

Читать

Аватар DeViComp
Работаю компьютерным частным мастером. Ремонтирую ...

Читать

Свежие комментарии
Нормальная тема.

Читать

Талантливый человек талантлив во всём! Будь как Паша! А ещё ты можешь ...

Читать

Можно выбрать.

Читать

Ой, шутник.

Читать

https://priornews.ru/zastrojshhik-iz-hmao-sravnil-ufas-s-prestupnoj-gr...

Читать

Напишите нам