Сепарирование масла судовых дизелей.
Сепараторы масла включают в систему смазывания параллельно основной масляной магистрали. Это позволяет осуществлять сепарирование независимо от работы дизеля в режимах периодического или непрерывного использования (в течение всего времени работы дизеля). В главном дизеле предпочтение отдается непрерывному сепарированию, так как это позволяет концентрацию загрязнений в системе смазывания поддерживать на некотором установившемся уровне Х-уст, при котором наступает равенство абсолютных значений количеств поступающих и удаляемых загрязнений .При периодическом включении сепаратора в работу концентрация загрязнений в масле меняется.. При работе сепаратора концентрация загрязнений снижается от хдоп до хт1п, при его выключении загрязнения накапливаются в системе и кривая идет вверх. Продолжительность второго периода находится в обратно пропорциональной зависимости от скорости накопления загрязнений в масле, которая в свою очередь определяется скоростью поступления загрязнений из двигателя и эффективностью имеющихся в системе фильтров. При достижении заданного допустимого уровня концентрации загрязнений Хдоп сепаратор необходимо включать в работу, в противном случае ускоряется старение масла, при этом изнашиваются КШМ и шестерни двигателя.
Периодическому сепарированию обычно подвергают масла вспомогательных дизелей, так как оно осуществляется с использованием сепараторов масла главного дизеля. В этом случае продолжительность сепарирования должна быть не менее 8—10 ч. Остальное время масло очищается полнопоточными фильтрами тонкой очистки, а у некоторых дизелей — байпасно подключенными гидрореактивными центрифугами.
При определении подачи сепаратора необходимо исходить из задачи максимально возможного удаления загрязняющих его примесей. Как известно, снижение подачи сепаратора способствует более полной очистке, но в то же время уменьшается количество пропускаемого за единицу времени через сепаратор масла. Это приводит к уменьшению задерживаемых сепаратором частиц. Судовым механикам необходимо искать оптимальную подачу QonT, которая для масел без присадок или с небольшим их содержанием находится на уровне 40—50%, а для масел, обладающих высокими детергентно-диспергирующими свойствами, Qопт = 20 - 25 % Q nacn- Это объясняется тем, что в маслах с моюще-диспергирующими присадками загрязняющие примеси меньших размеров и их удаление требует более длительного воздействия центробежных сил. А это требует уменьшения скорости потока масла в сепараторе путем уменьшения подачи.
В судовых условиях оптимальную подачу определяют по скорости поступления удаляемых загрязнений в шлам сепаратора. Действительно, чем больше в единицу времени накапливается в шламе загрязнений, тем больше их удаляется из масла. Практически найти Qопт можно, если для нескольких положений клапана, регулирующего подачу сепаратора, измерять в течение 2—12 ч количество сбрасываемого из барабана шлама. Положение клапана, при котором наблюдается наибольший выход загрязнений, и будет соответствовать Qопт-Температура масла перед сепаратором в целях снижения вязкости и повышения эффективности очистки должна поддерживаться: 60—70 °С для масел без присадок и 80—90 °С для масел с присадками.
шестерни двигателя|