Расположение оборудования в помещениях СЭУ.
Главные двигатели и турбозубчатые агрегаты размещают, как правило, в трюме. Их фундаменты должны иметь жесткую связь с основным набором корпуса.
На одновальных судах главный двигатель или главный турбозубчатый агрегат располагают, как правило, в диаметральной плоскости, а при двухвальных установках или при двух двигателях, работающих на общий вал, главные двигатели устанавливают симметрично относительно диаметральной плоскости. При эшелонной схеме расположения СЭУ главный двигатель правого борта располагается в носовом отсеке, а двигатель левого борта — в кормовом, что позволяет сохранить принятый порядок нумерации агрегатов и механизмов.
Главные парогенераторы могут размещаться как в трюме, так и на его платформе в зависимости от общей схемы компоновки помещений СЭУ. Установка паровых котлов на платформе характерна для крупнотоннажных судов при кормовом расположении СЭУ. Основное энергетическое оборудование необходимо располагать равномерно по обеим сторонам диаметральной плоскости в целях сохранения равновесия моментов масс.
Общая компоновка оборудования СЭУ может быть одноярусной и многоярусной, что зависит от высоты помещений. При многоярусном расположении основное оборудование размещается не только в трюме, но и на платформах и промежуточных палубах.
Оборудование, обслуживающее ту или иную систему, стремятся устанавливать в одном месте отдельными агрегатами. Особое внимание уделяется размещению судовых насосов различных систем для обеспечения необходимых условий всасывания при всех возможных условиях эксплуатации судна.
Помещения СЭУ, ограниченные водонепроницаемыми переборками, оборудуются двумя выходами на главную палубу (на разные борта), а также аварийным выходом на открытую палубу. Конструкция палуб должна обеспечивать возможность выгрузки любого главного или вспомогательного механизма из машинного отделения. Для этого, судостроение должно предусматривать, если нельзя сделать необходимые вырезы в палубах, в них в районе шахты предусматриваются съемные участки.
Запасы топлива размещаются в бортовых и днищевых, а также в высоких поперечных цистернах (диптанках). Хранить тяжелые сорта топлива с положительной температурой застывания в днищевых цистернах не рекомендуется. Цистерны запаса топлива должны быть отделены коффердамами от жилых, служебных и рефрижераторных помещений. Коффердамами разделяют также цистерны масла и топлива от цистерн пресной воды. Цистерны запаса масла, как правило, располагают вне двойного дна и отделяют их от наружной обшивки. В отдельных случаях их выполняют вкладными для обеспечения возможности спуска отстоя. Пример размещения главного двигателя в МО — на рис. 1.
Требования Регистра СССР. Основным требованием, обеспечивающим безопасность обслуживания установки, является ограничение расстояния между механизмами и оборудованием в главных
Рис. 1. Размещение главного двигателя в МО.
проходах: по ширине не менее 600 и по высоте не менее 2000 мм. Устанавливается также ширина пространства перед электрощитами 800 (при длине щита менее 3 м) и 1000 мм (при длине щита 3 м).
Проходы за щитами по ширине должны быть соответственно 600 и 800 мм. Пространство за щитами должно быть огорожено и снабжено дверьми. При длине щитов более 3 м выходы из пространства за щитами должны быть расположены на противоположных концах. Прокладка трубопроводов над, и за щитами не допускается.
Для паровых котлов расстояние от обшивки (поверхности изоляции) до стенок цистерн топлива и масла должно составлять не менее 600 мм. При размещении котлов на промежуточных палу-
бах или платформе пространство под ними ограждается комингсом высотой не менее 200 мм. Крепление к фундаменту и штормовые крепления должны обеспечивать возможность тепловых расширений. Размещение запасов топлива под паровыми котлами запрещается. Высота от второго дна до обшивки котла должна быть не менее 750 мм.
Топливные и масляные цистерны, как правило, не следует размещать над трапами, главными механизмами, паровыми котлами, газоотводными трубами и дымоходами, над электрическим оборудованием и постами управления главными механизмами.
Каждая СЭУ должна быть оборудована различными постами управления. Местные посты управления размещают в непосредственной близости от механизмов и другого оборудования с учетом удобства их использования. В зависимости от типа установки и степени ее автоматизации в составе СЭУ могут быть помимо местных дистанционные посты, а также центральный пост управления (ЦПУ). ЦПУ, как правило, располагается в отдельном шумоизолированном помещении вблизи главного двигателя и по возможности должен обеспечивать его обзор.
судовые котлы |судовых насосов